Разработка системы контроля и анализа данных управленческого учета

Управленческого учета

Разработка концепции и выбор программы для автоматизации

 

Реализация проекта автоматизации в ходе постановки системы управленческого учета является процессом в процессе. Она имеет свою длительность, этапы (предпроектный, проектный, внедрение), риски и свой эффект.

Процесс автоматизации должен быть вплетен в процесс постановки управленческого учета. В нем следует учесть все требования к разработке системы управленческого учета. В свою очередь проект автоматизации влияет на конкретные регламенты, разделение функций, способы предоставления информации в управленческом учете.

Определяя требования к будущей программе автоматизации управленческого учета, должны быть учтены пожелания всех служб, которые в дальнейшем будут эксплуатировать данную систему.

В настоящее время существуют разнообразные возможности автоматизации. Их выбор зависит от многих факторов:

– размера предприятия;

– сложности его структуры;

– отраслевой принадлежности;

– программных продуктов, уже имеющихся на предприятии.

Определяя программу для автоматизации управленческого учета, необходимо исследовать уже применяемые программы или отдельные модули, определить возможность их использования для управленческого учета или возможность интеграции с внедряемой системой управленческого учета.

Решение о выборе того или иного программного продукта индивидуально для каждого предприятия.

 

Каждая ситуация в принятии решений характеризуется определенным набором показателей (реквизитов):

– набором вариантов решений, который можно использовать в данной ситуации;

– параметрами решений (внутренними и внешними условиями, принимаемыми во внимание и ограниченным набором вариантов решений);

– целевыми установками, т.е. целями, на достижение которых направлены принятые решения;

– факторами, способствующими достижению целей.

Например, предприятие столкнулось с ситуацией появления на рынке конкурентов, что привело к уменьшению занимаемой доли рынка. Цель, которую предприятие в этом случае стремится достичь – поправить положение на рынке. Имеются два варианта:

– отвоевать у конкурентов хотя бы часть рынка с помощью условий, предлагаемых покупателю и эффективной рекламы;

– полностью вытеснить конкурента с рынка (условия предложения товара должны быть намного лучше условий, предлагаемых конкурентом, эффективная реклама).

Допустим, предприятие решается на реализацию второго варианта. Ясно, что главным фактором при этом будет предоставление покупателю более привлекательных условий: порядка оплаты, поставки и послепродажного обслуживания. Если при этих условиях ситуацию изменить не удается, то единственным условием является снижение цены (верхний предел – цена конкурента, нижний – маржинальный доход, который не должен быть отрицательным).

Управленческий учет играет в принятии решений главную роль. Информация, предоставляемая управленческим учетом, должна быть достаточной.

Выработка регламентов в рамках системы управленческого учета закрепляется во внутренних нормативных документах, которые называются корпоративными стандартами. Корпоративные стандарты делятся на две группы:

– стандарты объектов управления (классификаторы и справочники);

– стандарты, обеспечивающие способы реализации в отношении объектов функций управления (документы, регламентирующие ведение учета затрат; документы, регламентирующие процедуру планирования; документы, регламентирующие калькулирование себестоимости; документы, регламентирующие порядок реализации контроля; документы, регламентирующие принятие управленческих решений; документы, регламентирующие деятельность служб предприятия в управленческом учете).