Разработка базовых форм управленческой отчетности
Так как главной задачей управленческого учета является удовлетворение информационных потребностей менеджеров различных уровней управления, важным является перечень и содержание разработанных форм управленческой отчетности (внутренней отчетности).
Существует ряд принципов, в соответствии с которыми формируется внутренняя отчетность:
– отчет должен быть адресным и конкретным;
– отчет должен содержать определенную информацию, полезную для принятия управленческих решений;
– при составлении отчета следует учитывать психологические особенности и уровень подготовленности конкретного менеджера, для которого предназначен отчет. Необходимо знать пожелания менеджеров относительно формы предоставления информации (таблицы, графики), а также относительно состава показателей;
– отчет не должен быть перегружен, информация в нем должна быть систематизирована;
– затраты на подготовку внутренней отчетности не должны превышать экономического эффекта от ее использования;
– отчет должен быть подготовленным, т.е. должен облегчать принятие управленческих решений.
Для реализации этих принципов следует:
– дополнять фактические показатели плановыми, а также данными предшествующих периодов. Такой отчет позволяет видеть развитие событий во времени, их динамику, а также выявлять существенные отклонения от плана для последующей работы с ними;
– дополнять отчетные формы текстовыми пояснениями о причинах отклонений;
– осуществлять классификацию информации в отчетных формах (например, распределение в порядке возрастания или убывания показателей или распределения на благоприятные и неблагоприятные);
– осуществлять расчет соответствующих аналитических показателей (например, маржинального дохода, рентабельности, точки безубыточности, отклонений в натуральных измерителях и процентах и т.д.).
Для создания на предприятии системы внутренней отчетности необходимо, прежде всего, определить перечень информации, которая нужна менеджерам различных структурных подразделений, и определить степень оперативности ее предоставления. Для этого проводится специальное обследование системы управления предприятия, выявляются полномочия менеджеров различных уровней управления по принятию управленческих решений и их потребность в информации. В результате составляется информационная карта, в которой отражаются потребности в информации подразделений предприятия.
Таблица 14
Информационная карта
Структурное подразделение | Тип данных | Перечень информации | Периодичность составления |
Цехи основного производства | Количественно-стоимостной | 1. Выпуск продукции по видам | Ежедневно |
2. Незавершенное производство | Ежемесячно | ||
3. Использование материалов | Ежеквартально, ежемесячно | ||
4. Использование рабочего времени | Ежемесячно |
Кроме самих форм отчетности должен быть разработан регламент их составления и обработки (порядок составления, сроки, ответственные лица, график предоставления).
При составлении отчетности необходимо соблюдать принцип иерархичности, т.е. многоступенчатой отчетности по уровням управления:
I уровень – ежемесячный отчет генеральному директору;
II уровень – заместителю директора;
III уровень – начальникам цехов (менеджерам по сбыту);
IVуровень –бригадирам, мастерам и менеджерам по видам продукции.
Реализация иерархичного принципа предполагает что, чем выше уровень руководства, тем менее детализирован отчет.