Разработка базовых форм управленческой отчетности

 

Так как главной задачей управленческого учета является удовлетворение информационных потребностей менеджеров различных уровней управления, важным является перечень и содержание разработанных форм управленческой отчетности (внутренней отчетности).

Существует ряд принципов, в соответствии с которыми формируется внутренняя отчетность:

– отчет должен быть адресным и конкретным;

– отчет должен содержать определенную информацию, полезную для принятия управленческих решений;

– при составлении отчета следует учитывать психологические особенности и уровень подготовленности конкретного менеджера, для которого предназначен отчет. Необходимо знать пожелания менеджеров относительно формы предоставления информации (таблицы, графики), а также относительно состава показателей;

– отчет не должен быть перегружен, информация в нем должна быть систематизирована;

– затраты на подготовку внутренней отчетности не должны превышать экономического эффекта от ее использования;

– отчет должен быть подготовленным, т.е. должен облегчать принятие управленческих решений.

Для реализации этих принципов следует:

– дополнять фактические показатели плановыми, а также данными предшествующих периодов. Такой отчет позволяет видеть развитие событий во времени, их динамику, а также выявлять существенные отклонения от плана для последующей работы с ними;

– дополнять отчетные формы текстовыми пояснениями о причинах отклонений;

– осуществлять классификацию информации в отчетных формах (например, распределение в порядке возрастания или убывания показателей или распределения на благоприятные и неблагоприятные);

– осуществлять расчет соответствующих аналитических показателей (например, маржинального дохода, рентабельности, точки безубыточности, отклонений в натуральных измерителях и процентах и т.д.).

Для создания на предприятии системы внутренней отчетности необходимо, прежде всего, определить перечень информации, которая нужна менеджерам различных структурных подразделений, и определить степень оперативности ее предоставления. Для этого проводится специальное обследование системы управления предприятия, выявляются полномочия менеджеров различных уровней управления по принятию управленческих решений и их потребность в информации. В результате составляется информационная карта, в которой отражаются потребности в информации подразделений предприятия.

 

Таблица 14

Информационная карта

Структурное подразделение Тип данных Перечень информации Периодичность составления
Цехи основного производства Количественно-стоимостной 1. Выпуск продукции по видам Ежедневно
2. Незавершенное производство Ежемесячно
3. Использование материалов Ежеквартально, ежемесячно
4. Использование рабочего времени Ежемесячно

 

Кроме самих форм отчетности должен быть разработан регламент их составления и обработки (порядок составления, сроки, ответственные лица, график предоставления).

При составлении отчетности необходимо соблюдать принцип иерархичности, т.е. многоступенчатой отчетности по уровням управления:

I уровень – ежемесячный отчет генеральному директору;

II уровень – заместителю директора;

III уровень – начальникам цехов (менеджерам по сбыту);

IVуровень –бригадирам, мастерам и менеджерам по видам продукции.

Реализация иерархичного принципа предполагает что, чем выше уровень руководства, тем менее детализирован отчет.