Проблемы поддержания правовой защиты товарного знака

 

Владельцы товарных знаков сталкиваются с рядом серьезных проблем в процессе владения, пользования и рас­поряжения этим видом промышленной собственности.

1. Утрата статуса товарного знака из-за превращения марочного названия в общеупотребительное слово. Названия многих предметов обихода являлись в прош­лом товарными знаками, но они утратили свой правовой ста­тус и перешли в разряд общеупотребительных слов. Среди них: пинг-понг (1904), термос (1914), холодильник (1922), целлофан (1935), бикини (1947), мопед (1955).

Защищать товарный знак и препятствовать его превра­щению в общеупотребительное слово просто необходимо, поскольку исключительное использование марок и символов позволяет компаниям-владельцам достаточно долго сохра­нять образ и долю на рынках. Путем проведения исследова­ний можно определить мнение большинства потребителей и отстоять право на сохранение статуса товарного знака для очень распространенного названия, например, фирма Dupon провела тщательные исследования для сохранения товарного знака «Тефлон», в результате которых выяснила, что 68 % опрошенных потребителей рассматривают это название как марочное. Это позволило выиграть судебный процесс против японской фирмы, использовавшей название «Эфлон».

На зарубежных рынках превращение марочного назва­ния в родовое создает для производителей серьезные пробле­мы. Это явление может либо содействовать, либо препятство­вать успешному сбыту их продукции

2. Пиратство. Не все страны мира являются участница­ми соглашений по защите прав на интеллектуальную соб­ственность. Многие страны не придают значения выявлению или наказанию граждан, нарушающих права собственности. Разногласия по проблемам защиты собственности стали ос­новной причиной неспособности прийти к соглашению во время прохождения Уругвайского раунда ГАТТ. Многие сла­боразвитые страны возражали против соглашения о защите интеллектуальной собственности, поскольку штрафные пла­тежи почти всегда поступали фирмам, базирующимся в про­мышленных странах.

Фальшивые этикетки и ярлыки украшают даже товары, не производимые компаниями-хозяевами. В случае про­изводства качественных товаров «пиратами» крупные ком­пании иногда заключают контракты, превращая их в закон­ных поставщиков своей продукции. Однако гораздо чаще имеет место реализация некачественных и даже опасных подделок, например, в Англии дефектные детали тормозной системы были обнаружены на военных самолетах, в США от использования фальшивых транквилизаторов неоднократно погибали люди.

В рамках борьбы с пиратством развитые страны органи­зуют тщательный контроль на границах, судебное преследо­вание за подделку товаров, прекращают оказывать помощь тем странам, которые не присоединились к соответству­ющим международным соглашениям или не выполняют их условий.

3. Киберсквоттинг. Развитие современных технологий, в частности, в сети Интернет, привело к тому, что многие субъекты хозяйствования начинают активно использовать собственный веб-сайт, который является мощным средством маркетинга, а также предоставляют возможность непосред­ственно осуществлять торговлю через Интернет. Обычай де­лового оборота в сети Интернет показал, что большинство ор­ганизаций или компаний называют свой ресурс по аналогии со своей торговой маркой или своим фирменным наименова­нием и представлены в Интернете доменами второго уровня.

Освоение Интернета вызвало волну активности в среде так называемых киберсквоттеров. Киберсквоттером назы­вают персону или организацию, которая единовременно ре­гистрирует большое количество доменных имен, после чего они не используются или выставляются на продажу. Суть киберсквоттинга заключается в недобросовестной регистра­ции имен, совпадающих с известными торговыми марками, знаками обслуживания и иными средствами индивидуализа­ции, с целью последующего предложения приобрести их за более высокую цену.

Жертвами доменного пиратства уже успели побывать круп­ные международные компании, неправительственные орга­низации и известные в мире люди. В частности, споры возни­кали вокруг таких доменов, как mаdonalds.com, umbro.com, madonna.com, juliaroberts.com и др.

В мировой практике урегулирования проблемы соотно­шения доменных имен и товарных знаков постепенно получает всеобщее признание правило, что не всегда использова­ние в названии домена буквенного обозначения, совпадающе­го с неким товарным знаком, можно признать нарушением прав владельца товарного знака. Доказательствами недобро­совестности регистрации могут служить обстоятельства, ука­зывающие на то, что:

· ответчик зарегистрировал или приобрел доменное имя главным образом с целью продажи, сдачи в аренду или пере­дачи иным образом заявителю, который является владель­цем товарного знака или знака обслуживания, за деньги или иные ценности, превышающие подтвержденные расходы от­ветчика, прямо относящиеся к доменному имени;

· ответчик зарегистрировал доменное имя, чтобы поме­шать владельцу товарного знака или знака обслуживания отразить знак в соответствующем доменном имени при усло­вии, что ответчик следовал такой модели поведения;

· ответчик зарегистрировал доменное имя, чтобы поме­шать деятельности конкурента;

· используя доменное имя, ответчик намеренно пытался привлечь пользователей Интернет к своему Интернет-ресурсу, создавая возможность того, что принадлежащий заявите­лю знак будет воспринят как имеющий отношение к источни­ку существования, финансирования, организационной при­надлежности или одобрения ресурса ответчика, или продук­ции, или услуги, предоставляемой через ресурс ответчика.