Товарный знак как элемент фирменного стиля
Методы разработки товарных знаков
Семонемика — искусство создания коммерческих названий для идентификации компаний, товаров и услуг.
Процесс разработки товарного знака включает следующие этапы:
1. Определение вида и перечня товаров
2. Определение круга потребителей: сегменты, рынки
3. Формулировка требований к товарному знаку
4. Выбор вида товарного знака по способу обозначения
5. Выбор метода создания товарного знака
6. Разработка вариантов товарного знака
7. Тестирование вариантов
8. Выбор окончательного варианта
9. Регистрация товарного знака
Фирменный стиль — это совокупность графических, цветовых, пластических, языковых и других приемов, обеспечивающих определенное единство всей продукции производителя или продавца, воспринимаемое во внешней и внутренней среде, и одновременно противопоставляющих производителя и его продукцию конкурентам и их товарам. Он отражается на своеобразии работы фирмы, ее товарной, технической, торговой политике, порой даже внутренней организации.
Основными составными элементами системы фирменного стиля являются:
· торговая марка;
· товарный знак;
· логотип — специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы, или ее товаров;
· фирменный блок — объединенные в жесткую композицию товарный знак, логотип и адресный блок — включающий страну или место происхождения товара, почтовый адрес, телефон и факс фирмы, адрес электронной почты и веб-сервера;
· фирменный лозунг — коммерческое или техническое кредо фирмы, которое может входить в фирменный блок вместе с музыкальным сопровождением;
· фирменный цвет;
· фирменный комплект шрифтов;
· фирменные полиграфические константы — формат, способ верстки текста и иллюстраций, их стиль.
Товарный знак занимает центральное место в системе фирменного стиля предприятия, фирмы и определяет отношение потребителей к фирменному стилю и товару. Задача специалистов по маркетингу состоит в предвидении и формировании этого отношения.