Разработка товарного знака
Правила применения товарного знака
Виды товарных знаков
Существует много разновидностей товарных знаков. Классификацию целесообразно проводить по объектам, информацию о которых они содержат, виду собственности, способу обозначения и степени распространенности и известности.
По объектам, информацию о которых они содержат, товарные знаки подразделяют на фирменные, ассортиментные и прочие.
Фирменные знаки предназначены для идентификации изготовителя или продавца товаров или услуг. По принадлежности к тем или иным субъектам рынка их делят на знаки производителей, сервисные знаки (знаки обслуживания) и знаки оптовых или розничных продавцом (дилерские).
По виду собственности владельца различают индивидуальные и коллективные знаки.
По способу обозначения обычно выделяют словесные, изобразительные, объемные, комбинированные и прочие товарные знаки.
Узнаваемость и охраноспособность товарного знака во многом зависят от соблюдения владельцем знака определенных правил.
Товарный знак должен быть всегда выделен. Приняв определенный способ выделения товарного знака, следует придерживаться его постоянно.
При первом применении товарного знака в любом тексте необходимо дополнить его примечанием, сделать ссылку на владельца товарного знака.
Желательно использовать предупредительную маркировку, характеризующую степень защищенности товарного знака.
Если товарный знак зарегистрирован в нескольких начертаниях, то непосредственно на товар его предпочтительно наносить более заметным и запоминающимся стилем.
Товарный знак используется только в том виде, в котором он зарегистрирован.
Товарный знак не склоняется. Нельзя использовать его во множественном числе, если он зарегистрирован в единственном числе.
Требования к товарному знаку. Среди всего многообразия требований к товарным знакам можно выделить перечень основных, соответствие которым обязательно независимо от специфики деятельности потенциального владельца.
Индивидуальность — использование в товарном знаке оригинальных элементов, стилей, комбинаций, позволяющее иметь отличия от ранее зарегистрированных товарных знаков. Это требование является основополагающим и обеспечивает возможность регистрации знака, а также его дальнейшее использование без нарушения прав прочих субъектов хозяйствования.
Простота — требование, которое носит рекомендательный характер и предполагает использование в товарном знаке элементов, легко идентифицируемых потребителями целевого сегмента. Это обеспечивается за счет ориентации на средний уровень эрудиции потребителя, ограничений на количество элементов, входящих в знак.
Привлекательность для потребителей — свойство товарного знака вызывать положительные эмоции и ассоциации у любых потенциальных потребителей данного товара.
Узнаваемость — способность товарного знака легко запоминаться и быть однозначно идентифицированным как целевыми сегментами потребителей, так и прочими потребителями.
Охраноспособность — способность знака быть зарегистрированным согласно требованиям законодательства, а также поддерживать этот статус в течение всего срока регистрации.
Все эти требования тесно взаимосвязаны между собой. Индивидуальность, простота и привлекательность товарного знака являются залогом его узнаваемости для потребителей. Индивидуальность и узнаваемость товарного знака способствуют его охраноспособности, причем индивидуальность обеспечивает ее на этапе регистрации знака, а узнаваемость способствует поддержанию охраноспособности впоследствии, даже в том случае, если знак приобрел большую известность и широко применяется в разговорной речи.
Еще одним важным требованием, которое не входит в состав основных, но, тем не менее, должно учитываться, является ассоциативность товарного знака, т.е. его способность вызывать у потенциальных потребителей заданный комплекс ассоциаций.
Хорошее марочное название должно наводить на мысли об его использовании, достоинствах или качествах, легко запоминаться, произноситься лишь одним способом; при необходимости применяться для всей ассортиментной группы, иметь положительное или хотя бы нейтральное значение в других странах и на международном рынке.