Тема 2. Товар в системе маркетинга
Значение товарной политики для предприятий Республики Беларусь
В настоящее время многие предприятия Беларуси, сталкиваясь с проблемой реализации выпущенной продукции, по-прежнему пытаются решать ее после того, как товар уже произведен. Результатом становится отсутствие спроса на выпущенный товар, затоваривание складов, омертвление оборотных средств, снижение эффективности деятельности предприятия в целом.
Среди ряда причин основной является отсутствие грамотной товарной политики. На предприятиях не уделяется должное внимание модификации продукции, своевременному выведению на рынок новых товаров, а также снятию с производства устаревших моделей. Результатом становится не соответствующий потребностям потребителя товарный ассортимент большинства отечественных промышленных и как следствие — торговых предприятий.
В условиях ужесточения конкурентной борьбы особое значение имеет проблема обеспечения качества и конкурентоспособности белорусских товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Получает все большее распространение процесс регистрации и применения товарных знаков предприятиями республики. Появление на белорусском рынке в большом объеме импортных марочных товаров, подкрепленное агрессивной рекламой, заставляет производителей искать пути выхода. Решение проблемы становится возможным за счет разработки грамотного позиционирования товаров и применения современных технологий брендинга.
На конкурентоспособность белорусских товаров, особенно потребительских, серьезное влияние оказывает упаковка. Особенно очевидна ее значимость для категории товаров повседневного спроса — кондитерских изделий, молочных продуктов, косметики, бельевого трикотажа и др.
Характерные для большинства белорусских товаров низкая эстетичность и информативность упаковки, игнорирование современных конструкционных и технологических достижений, невысокое качество используемых упаковочных материалов и их нехватка негативно отражаются на качестве белорусских товаров, приводят к их неспособности выдерживать конкуренцию с российскими и зарубежными товарами, утрате рыночных позиций. Полное отсутствие упаковки многих товаров затрудняет транспортировку, размещение и продажу, снижает уровень информированности потенциальных покупателей.
Маркировка, соответствующая международным стандартам — одно из условий реализации продукции белорусских предприятий за рубежом. Первым шагом в этой области было вступление Республики Беларусь в августе 1998 г. в члены Международной организации товарной нумерации (EAN International) и внедрение штрихового кодирования.
Сервис был и остается одной из наиболее отсталых сфер маркетинговой деятельности многих белорусских предприятий и объединений как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем рынке во многом определяется организацией и условиями сервиса. Огромное значение сервис имеет для предприятий, производящих оборудование, транспортные средства, сельскохозяйственную, бытовую и компьютерную технику. Товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия, специфики отрасли. Вместе с тем находящиеся в одинаково тяжелых условиях промышленные предприятия республики по-разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют неумение и беспомощность, другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути выхода.