Государство как особая организация общества.
Государство– это суверенная организация государственной власти, представляющая собой систему органов государственной власти, имеющая свою территорию, население и право принимать нормативно-правовые акты для регулирования общественных отношений.
В начале своего развития общество существовало в виде первобытного общества – представляющего совокупность родов, племен. С момента возникновения государства общество переходит к государственной организации, а потому государство представляет собой особую организацию общества, т.к. характеризуется следующими Признаками:
1. Суверенитет - это самостоятельность и независимость государства как внутри, так и на международной арене, выделяют:
· внутренний суверенитет – это независимость государства от различных групп, слоев, граждан, предприятий при проведение своей политики.
· внешний суверенитет – независимость от других государств.
2. Государство – это организация политической власти, т.е. только государство имеет монопольное право на управление всем обществом. Власть означает право принять управленческое решение и право обеспечить его исполнение возможностью применения принудительной силы.
3. Государство – это система государственных органов, которые обеспечивают выполнение всех функций государства. Это особый аппарат, состоящий из государственных служащих, которые наделены властными полномочиями, профессионально занимаются управлением и получают за это заработную плату (законодательная, исполнительная и судебная власть образуют структуру государства как организацию политической власти; органы осуществляющие принудительные, в том числе и карательные функции – армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения).
4. Государство имеет свою территорию – это часть земной поверхности в пределах государственной границы (суша, вода, воздух, недра). Например, к территории РФ относится не только территория в пределах государственной границы, но и военные, воздушные, морские суда, космические объекты, территории посольств, консульств за рубежом, анклав (Калининградская область), территориальные воды (12 морских миль), континентальный шельф (дно в пределах территориальных вод), военные базы за рубежом и т.д.
5. Население связано с данным государством политико-правовой связью -гражданством.
6. Право. Государство создает правовые нормы и обеспечивает их охрану с помощью принудительной силы (возможность применения мер государственного принуждения). С помощью права государство регулирует общественные отношения.
7. Наличие правоохранительных органов, которые обеспечивают применение принудительных мер со стороны государства (суд, прокуратура, милиция).
8. Наличие вооруженных сил для обеспечения оборонительной функции.
9. Налогообложение. Государство за счет налогов создают материальную базу для своей деятельности.
33. Теория насилия как одна из теорий происхождения государства
В литературе существует достаточное количество теорий происхождения государства.Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, т.к. этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этом. Отсюда различные теории возникновения государства.
Теория насилия по вопросу о происхождении государства возникла в ХΙХв. и представлена в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского.
В древности все племена делились на сильные и слабые. Сильные племена в результате акта насилия захватывали слабые племена. Сильное племя получало новые территории, людей и т.д.
Причину происхождения государственности ученые видели в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
По мнению представителей данной доктрины, государство – «естественно» (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение являются основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.
Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности полностью отвергать нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского). С другой стороны, важно помнить, что степень его использования в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном второстепенную роль, уступая первенство социально-экономическим.
Достоинством данной теории является разработка фактора насилия как причины происхождения государства, а недостатком – отсутствие учета других причин происхождения государства.