Цивилизационный подход к типологии права
Прежде всего, речь идет о цивилизационной концепции исторических типов права. В соответствии с этой концепцией, что сущность и, соответственно, типы права определяются не только и не столько волей и интересами господствующего класса, но и накопленными в ходе исторического развития общества представлениями о человеке, его правах и свободах, взаимоотношении его с государством. При этом право рассматривается не как результат борьбы господствующего и угнетенного класса, а как следствие развития культуры, нравственности. Не только формой, закреплявшей насилие одного класса по отношению к другому, но и способом выражения интересов большинства населения, способом закрепления правового статуса граждан того или иного общества.
При цивилизационной типологии учитываются такие факторы, как уровень разработанности самого права, его практического использования гражданами, деятельность судебной и иной правоохранительной систем, наличие определенных прав и свобод у граждан, уровень правовой грамотности, правовой культуры населения, господствующая правовая идеология, национальные, религиозные и другие особенности. Подробнее о понятии «цивилизация» говорилось при рассмотрении темы, посвященной типологии государств.
В соответствии с указанными критериями выделяются:
1) древние типы права: средиземноморский, древнеегипетский, шумерский; 2) специальные или особенные: китайский, японский;
3) современные типы, свойственные современным государствам, так называемые, правовые семьи, о чем будет более подробно сказано на отдельной лекции.
Таким образом, этой типологией признается, что право является результатом не только классовых экономических отношений, но и цивилизаци-онного прогресса общества.
На основании изложенного исторический тип права может быть охарактеризован следующими основными чертами:
а) экономическим строем общества, формами собственности и способами хозяйствования;
б) государственным устройством общества и государственно-политическим режимом, методами управления, существующими способами защиты прав;
в) характером взаимоотношений классов и слоев общества как находящихся у власти, так и не находящихся, формами разрешения противоречий и конфликтов между ними;
г) степенью разработанности самого права, использования в нем норм морали, нравственности, закрепление прав и свобод граждан, взаимоотношением государства и личности.
Завершая анализ существующих критериев типологии правовых систем, следует сказать несколько слов и о таких нетрадиционных критериях, как географический, религиозный и другие признаки.
Так, например, в зависимости от географического критерия французский философ Жан Боден подразделял все народы, живущие на Земном шаре, на три категории – южные, северные и средние.
Южные народы, по мнению данного философа, превосходят все другие народы тонкостью и силой ума; северные – отличаются физической силой; а средние – превосходят северян умом, но уступают им в силе, а южан превосходят в физической силе, но уступают им в хитрости и изощренности. Следуя логике данного автора, право возникло в среде народов, живущих в умеренной климатической и географической полосе, так как именно им было свойственно наибольшее умение управлять общественными процессами. Географический детерминизм был свойственен также и ряду других французских мыслителей и гуманистов, как, например, Шарлю Монтескье.
Оценивая достоинства и недостатки существующих типологий права, представляется необходимым обратить внимание на следующие моменты.
Безусловным достоинством формационного подхода является раскрытие закономерностей, в соответствии с которыми правовые системы государств, базирующихся на одном и том же типе экономической структуры общества, обладают характерным набором общих признаков, однотипны в своих принципиальных характеристиках. Это позволяет не только изучать данные правовые системы с общих методологических позиций, но и прогнозировать их развитие, моделировать те или иные правовые конструкции.
Недостатки формационной типологии обусловлены ее крайней идеологизированностью, однолинейностью, игнорированием множества реальных факторов, оказывающих существенное влияние на формирование и функционирование правовых систем. Кроме того, как уже говорилось, формационный подход лишает право исторической перспективы, что, в конечном счете, негативно сказывается на аксиологической оценке права как социального явления.
В противовес формационному подходу, использование национальных, географических, религиозных, исторических критериев, в своей совокупности образующих, так называемый, цивилизационный подход позволяет создать пространственную, наполненную реальным содержанием картину правовых систем, существовавших и существующих в разных странах и у разных народов. Данная типология позволяет вскрыть и объяснить причины многообразия представлений о праве, господствовавших в разные исторические эпохи, показать взаимосвязь права с иными духовными явлениями, подчеркнуть роль культуры, в том числе правовой, в формировании правовых систем.
Однако, несмотря, на множество положительных черт данной типологии, она обладает одним существенным недостатком. На основе цивилизационного критерия довольно трудно, если не сказать невозможно, установить объективно существующие закономерности в возникновении и развитии права в том или ином обществе или государстве. Поэтому в целях научного познания государственно-правовой действительности, особенностей возникновения и права и государства, их взаимосвязанного и взаимообусловливающего развития необходимо использовать оба подхода, максимально развивая их положительные стороны и памятуя об их недостатках.