Цивилизационный подход к типологии права

Прежде всего, речь идет о цивилизационной концепции исторических типов права. В соответствии с этой концепцией, что сущность и, соответственно, типы права определяются не только и не столько волей и интересами господствующего класса, но и накопленными в ходе исторического развития общества представлениями о человеке, его правах и свободах, взаимоотношении его с государством. При этом право рассматривается не как результат борьбы господствующего и угнетенного класса, а как следствие развития культуры, нравственности. Не только формой, закреплявшей насилие одного класса по отношению к другому, но и способом выражения интересов большинства населения, способом закрепления правового статуса гра­ждан того или иного общества.

При цивилизационной типологии учитываются такие факторы, как уро­вень разработанности самого права, его практического использования гражданами, деятельность судебной и иной правоохранительной систем, наличие определенных прав и свобод у граждан, уровень правовой грамотно­сти, правовой культуры населения, господствующая правовая идеология, национальные, религиозные и другие особенности. Подробнее о понятии «цивилизация» говорилось при рассмотрении темы, посвященной типологии государств.

В соответствии с указанными критериями выделяют­ся:

1) древние типы права: средиземноморский, древнеегипетский, шумерский; 2) специальные или особенные: китайский, японский;

3) современные типы, свойственные современным государствам, так называемые, правовые семьи, о чем будет более подробно сказано на отдельной лекции.

Таким образом, этой типологией признается, что право является ре­зультатом не только классовых экономических отношений, но и цивилизаци-онного прогресса общества.

На основании изложенного исторический тип права может быть оха­рактеризован следующими основными чертами:

а) экономическим строем общества, формами собственности и спосо­бами хозяйствования;

б) государственным устройством общества и государственно-политическим режимом, методами управления, существующими способами защиты прав;

в) характером взаимоотношений классов и слоев общества как находя­щихся у власти, так и не находящихся, формами разрешения противоречий и конфликтов между ними;

г) степенью разработанности самого права, использования в нем норм морали, нравственности, закрепление прав и свобод граждан, взаимоотноше­нием государства и личности.

Завершая анализ существующих критериев типологии правовых систем, следует сказать несколько слов и о таких нетрадиционных критериях, как географический, религиозный и другие признаки.

Так, например, в зависимости от географического критерия французский философ Жан Боден подразделял все народы, живущие на Земном шаре, на три категории – южные, северные и средние.

Южные народы, по мнению данного философа, превосходят все другие народы тонкостью и силой ума; северные – отличаются физической силой; а средние – превосходят северян умом, но уступают им в силе, а южан превосходят в физической силе, но уступают им в хитрости и изощренности. Следуя логике данного автора, право возникло в среде народов, живущих в умеренной климатической и географической полосе, так как именно им было свойственно наибольшее умение управлять общественными процессами. Географический детерминизм был свойственен также и ряду других французских мыслителей и гуманистов, как, например, Шарлю Монтескье.

Оценивая достоинства и недостатки существующих типологий права, представляется необходимым обратить внимание на следующие моменты.

Безусловным достоинством формационного подхода является раскрытие закономерностей, в соответствии с которыми правовые системы государств, базирующихся на одном и том же типе экономической структуры общества, обладают характерным набором общих признаков, однотипны в своих принципиальных характеристиках. Это позволяет не только изучать данные правовые системы с общих методологических позиций, но и прогнозировать их развитие, моделировать те или иные правовые конструкции.

Недостатки формационной типологии обусловлены ее крайней идеологизированностью, однолинейностью, игнорированием множества реальных факторов, оказывающих существенное влияние на формирование и функционирование правовых систем. Кроме того, как уже говорилось, формационный подход лишает право исторической перспективы, что, в конечном счете, негативно сказывается на аксиологической оценке права как социального явления.

В противовес формационному подходу, использование национальных, географических, религиозных, исторических критериев, в своей совокупности образующих, так называемый, цивилизационный подход позволяет создать пространственную, наполненную реальным содержанием картину правовых систем, существовавших и существующих в разных странах и у разных народов. Данная типология позволяет вскрыть и объяснить причины многообразия представлений о праве, господствовавших в разные исторические эпохи, показать взаимосвязь права с иными духовными явлениями, подчеркнуть роль культуры, в том числе правовой, в формировании правовых систем.

Однако, несмотря, на множество положительных черт данной типологии, она обладает одним существенным недостатком. На основе цивилизационного критерия довольно трудно, если не сказать невозможно, установить объективно существующие закономерности в возникновении и развитии права в том или ином обществе или государстве. Поэтому в целях научного познания государственно-правовой действительности, особенностей возникновения и права и государства, их взаимосвязанного и взаимообусловливающего развития необходимо использовать оба подхода, максимально развивая их положительные стороны и памятуя об их недостатках.