Теории происхождения государства
(М/м лекция № 2, слайд № 8)
В отношении теоретического осмысления процесса возникновения государства следует отметить, что в разное время у разных народов, ученых и мыслителей существовало различное понимание причин и процесса образования государства, соответствующее научным и философским воззрениям той или иной эпохи.
Думается, что ни одна из существующих теорий происхождения государства не может претендовать на абсолютную истину. Это связано с тем, что в каждой теории есть свои положительные и свои слабые стороны, а ее истинность в целом невозможно проверить экспериментально в отличие от естественных наук. Поэтому правильней будет говорить о том, что причиной происхождения государства является не один какой-нибудь фактор или аспект человеческой жизнедеятельности, а различные жизненные обстоятельства и их различные сочетания. Причем то, что будет справедливо в отношении происхождения какого-либо одного государства либо группы государств, не всегда будет соответствовать истине применительно к другим государствам. В свете всего сказанного выше представляется необходимым уделить должное внимание как можно большему числу существующих на сегодняшний день теорий происхождений государства, проанализировав различные их стороны (СхиОП, схем. № 9).
Теологическая теория (М/м лекция № 2, слайд № 9). Одним из наиболее древних признается божественное происхождение государства. Такое понимание было широко распространено среди народов, у которых государственное и божественное идентифицировалось, когда все сущее на земле признавалось созданием Бога.
Согласно теологической теории творец всего сущего на земле – Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. Эту теорию использовали как правило для обоснования незыблемости власти монархов и тиранов. Однако в зависимости от конкретных исторических условий развития страны, государство признавалось и порождением сил зла. Так, святой Августин, полагая, что появление государства на земле есть результат грехопадения людей и созданием сил зла, считая, что впоследствии, в конце существования мира государство понесет возмездие за грехи.
Одновременно святой Августин признавал, что если государство служит Богу, то его существование оправдано и носит положительный характер.
Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к освоению земельной собственности (феодализм). На рубеже XII - XIII вв. в Западной Европе развивается, теория "двух мечей". Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светским (государством). В это же время появляется и развивается учение широко известного ученого богослова Фомы Аквинского (1225-1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения богом мира.
Патриархальная теория (М/м лекция № 2, слайд № 10) государства связывала его происхождение с семьей. Она признавала, что государство представляет собой расширенную, разросшуюся семью. Такого мнения придерживались древние греки.
Английский ученый Фильмер выдвинул теорию, согласно которой Адам был королем человеческого рода. Монархи являются преемниками Адама и им поэтому принадлежит право осуществления отеческой власти над их подданными. Идеи данного мыслителя XVII века изложены в его произведении «Патриархия или о естественном праве королей».
Согласно патримониальной теории (М/м лекция № 2, слайд № 11) государственному порядку, то есть образованию государства, предшествует порядок собственности. Цицерон, например, утверждал, что мотивом создания государства была защита собственности.
Сторонником патримониальной теории был немецкий ученый Л. Галлер, который значительно развил ее. Он считал, что творцами государства являются богатые люди - князья. И как только человек становится богатым, он приобретает силу власти, вступает в класс князей и начинает повелевать другими.
Среди теорий происхождения государства важную роль играет договорная, согласно которой правовой основой государства является договор (М/м лекция № 2, слайд № 12). Данная теория получила распространение в XVII-XVIII веках. В Голландии сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии – Джон Локк и Томас Гоббс, во Франции – Жан-Жак Руссо, в России - Радищев, которые утверждали, что власть принадлежит народу, передана им монарху. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу.
Идеи этой теории возникли еще в глубокой древности. Протагор усматривал происхождение государства в том, что люди, собираясь вместе, договаривались о сосуществовании. Софисты развили эту точку зрения. Они считали, что люди путем соглашения решили взаимно обеспечить свое существование на основе справедливости.
В последующем эта теория использовалась различными политическими силами с целью доказать независимость государственной власти от Бога, обосновать необходимость подчинения людей власти императора. Последнюю точку зрения высказывал Т. Гоббс, обосновывая право властителя повелевать народом.
Дальнейшее развитие договорная теория получила в работах Ж.-Ж. Руссо. По его мнению, человек рожден свободным и свобода неотделима от индивида. В результате заключение договора, подчинение общей воли, есть подчинение самому себе, а значит и в государстве человек сохраняет свою свободу.
В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в естественном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Это договор, создающий гражданское общество и государство как политическую организацию.
Безусловно, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, т.к. порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти. Она отразила некоторые реальные процессы отдельных государств. Например, переход от первобытного общества, где власть принадлежала всем общинникам, их собранию, избранному ими совету, вождю - к государству, где власть принадлежала государственным органам, царю, особому слою людей, выделившемуся для управления народом. Отражала эта теория и договорную практику многих землевладельцев (феодалов), городов, заключавших договор с князем.
Психологическая теория (М/м лекция № 2, слайд № 17) связывает происхождение государства с проявлением народного духа. Родоначальником этой теории был Аристотель, который признавал у людей государственный инстинкт, их стремление к взаимопониманию, побуждающему народы к созданию высших социальных образований. В ХХ веке эти идеи были блистательно развиты виднейшим российским ученым Л. Н. Петражицким, которому удалось не только теоретически обосновать психологическую потребность человека жить в рамках организованного сообщества, но и создать целое научное направление, научную школу, которой следовали ведущие российские правоведы. Развитие этого научного направления было прервано революционными событиями начала прошлого века.
Экономическая теория (М/м лекция, слайд № 13), авторами которой признаются Платон, Сен-Симон и Фурье, объясняет появление государства общественным разделением труда. Согласно этой теории государство является результатом исторического прогресса. Причем основой прогресса, по замыслу авторов данной теории, являются именно экономические преобразования, которые с неизбежностью заставляют общество развиваться по восходящей линии, создавать государство как инструмент такого развития.
Данная теория пользовалась большой популярностью и имела много сторонников, более того, она была взята в качестве основы К. Марксом и Ф. Энгельсом при разработке классовой теории происхождения государства.
Теория насилия основой происхождения государства полагает акт насилия, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванными, для насилия над ними создается государство (М/м лекция № 2, слайд № 14). По мнению Л. Гумпловича, нет ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения.
Таким образом, сторонники теории насилия утверждали, что племена при встречах между собой воевали и победители превращались в господствующую часть общества, создавали государство. Например, К. Каутский писал в книге "Материалистическое понимание истории", что племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати.
Действительно, завоевания одним народом другого имели место, отражались на социально-экономической структуре вновь возникающего общества, но это были уже вторичные процессы. Завоевательный фактор в образовании государства отбрасывать не следует, помня о том, что в истории множество примеров поглощения, растворении побежденным народом завоевателей, сохранения и усвоения завоевателями государственных форм побежденных народов.
Другой аспект рассматриваемой теории – это так называемая теория внутреннего насилия, автором которой является Евгений Дюринг (М/м лекция № 2, слайд № 14). Данный автор считал, что государство развивается в процессе осуществления насилия одной части общества (большинства) над другой – меньшинством, не вскрывая причин подобного противостояния. Именно это обстоятельство сделало Е. Дюринга объектом критики со стороны другого выдающегося мыслителя Ф. Энгельса, посвятившего этому вопросу отдельную работу «Анти-Дюринг».
Тем не менее, сегодня одной из самых распространенных является классовая теория (М/м лекция № 2, слайд № 15), представителями которой являлись Маркс, Энгельс, Ленин. В основу были положены книга Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", написанная им в 1884 году, и лекция В. Ленина "О государстве", прочитанная им в 1919 году. В основу своей работы Ф. Энгельс положил труды американского этнографа, археолога и историка первобытного общества Л. Моргана, опубликованные в 1877 году в его книге "Древнее общество".
Проблема происхождения государства и права наиболее обстоятельно исследована в известной работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". На основе предшествующих исследований автор показал, что человечество прошло в своем развитии длительный путь до возникновения государства. Первобытное общество, в котором не было ни государства, ни права, прошло три стадии - дикость, варварство и цивилизация, различающиеся главным образом степенью развития производительных сил. По мере развития и совершенствования орудий труда и крупными общественными разделениями труда (отделение земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия, выделение торговли в самостоятельную сферу экономики) образуются излишки продуктов труда, что приводит к возникновению частной собственности и имущественному расслоению общества, благодаря этому, с одной стороны, возникает необходимость, а с другой стороны, - экономические предпосылки, возможность содержать специальные группы людей, основным занятием которых является охрана сложившихся отношений частной собственности и интересов собственников. Таким образом, происходит постепенное превращение общественной власти, которой располагали вожди, старейшины, родоначальники, а также носители культовой власти в первобытном обществе, в публичную, т.е. государственную власть. Если основным средством поддержания общественной власти в догосударственном обществе были общественное мнение и личный авторитет, то сущностью государственной власти становится принуждение.
Коренным образом меняется положение человека в обществе. Если в первобытном обществе оно определялось принадлежностью отдельного лица к семье, роду или племени, то в государственном обществе статус человека определяется его имущественным положением и личной близостью к носителям публичной власти.
Ирригационная теория (М/м лекция № 2, слайд № 21) разработана современным немецким ученым К. Виттфогелем, который во многом опирался на идеи К. Маркса об азиатском способе производства. В работе К. Виттфогеля "Восточный деспотизм" возникновение государств, их первые деспотические формы связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию бюрократического класса, порабощающего общество. Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования развитых городов - государств Египта, Индии, Китая. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения