Понятие и виды систематизации законодательства
Содержание юридической практики
объекты практики
юридические действия
средства (общественные, специально-юридические, технические)
способы
результаты
юридический опыт
Способы организации, существования и внешнего выражения юридической практики характеризуют ее форму.
Выделяют внутреннюю и внешнюю стороны формы юридической практики.
Внешняя формапредставлена разнообразными юридическими актами — документами (нормативными и индивидуальными, судебными и следственными, нотариальными и т.п.), в которых закрепляются правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения.
К внутренней форме относится процедурно-процессуальное оформление практики, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и время совершения действий и др.
Виды юридической практики
По характеру и способам образования общественных отношений | По функциям | По субъектам |
- правотворческая - правоприменительная (правореализационная) - распорядительная - интерпретационная | - правоконкретизироующая - контрольная - правосистематизирующая - и др. | - законодательная - судебная - следственная - нотариальная |
Осуществляя правотворческие функции, государство создает множество нормативно-правовых актов в связи с различными обстоятельствами общественной жизни.
Нередко эти акты бывают несогласованными и противоречивыми, что создает трудности при их реализации и снижает эффективность законодательства.
Все это обусловливает необходимость создания единой системы действующих законодательных актов, которая бы обеспечивала доступность и удобство пользования нормативно-правовыми актами, позволила устранить устаревшие и неэффективные нормы, разрешить юридические коллизии и ликвидировать пробелы в праве.
Систематизация— это целенаправленная деятельность законодателя по упорядочению действующих нормативных актов и приведению юридических норм в единую согласованную систему.
Традиционно различают три формы систематизации нормативных правовых актов: инкорпорацию, кодификацию, консолидацию.
1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второй — сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;
2) консолидация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;
3) кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация — способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемки вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
5. Законодательная (юридическая) техника- это совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации, систематизации правовых актов, обеспечивающая их совершенство и эффективное использование.
Юридическая техника охватывает не только нормативные, но и индивидуальные акты. Технико-юридические средства, приемы и правила применяются и при выработке судебных актов, договоров и т.п. в процессе толкования и конкретизации правовых норм.
Уровень развития юридической техники служит несомненным показателем уровня правовой культуры общества.
юридический опыт.
Наиболее общими средствами, приемами и правилами юридической техники являются: юридическая терминология, юридические конструкции, приемы; правила подготовки и изложения содержания нормативно-правовых актов.
Термины— это словесные обозначения понятий, используемых при изложении содержания нормативно-правового акта.
Юридическая конструкция— это своеобразное и устойчивое построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы, модели, в которые облекается "юридический материал".