Способы изложения элементов правовой нормы
Структура правовой нормы и соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта
Правовая норма, будучи исходным «кирпичиком» права, в то же время является сложным образованием, имеющим собственную структуру.
Юридическая норма обладает логической структурой, которая независимо от словесного изложения позволяет ей выступать в качестве общеобязательного правила поведения.
В этой логической структуре характерной для норм всех отраслей права (за исключением конституционного права) традиционно выделяют три элемента:
1. гипотеза— указывает на условия, при которых возникают права и обязанности и реализуется норма;
2. диспозиция- содержит само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения;
3. санкция –указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.
Моделью такой логической структуры является схема; «если…, то…, иначе…».
Структура норм конституционного права состоит из двух элементов – гипотезы и диспозиции. Санкции за нарушение диспозиции конституционной нормы находятся в уголовном праве. В конституционном праве санкция является исключением и предусмотрена для президента (импичмент) в случае государственной измены.
гипотеза | диспозиция | санкция |
Простая | Прямая | Абсолютно-определенная |
Сложная | Альтернативная | Относительно-определенная |
Альтернативная | Бланкетная | Альтернативная |
Устанавливая обстоятельства и сферу действия нормы (события, действия, место, время, возраст), гипотеза одновременно очерчивает круг субъектов регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями.
Простая гипотеза – предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма (например, гипотеза гражданско-правовой нормы - «Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме»).
Сложная гипотеза –предполагает два или более условий, через которые реализуется юридическая норма (например, гипотеза нормы семейного права – «не требуется согласия родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они: неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав…по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания»).
Альтернативная гипотеза – предусматривает два или несколько условий осуществления правовой нормы, но для вступления нормы права в действие достаточно одного из двух или нескольких перечисленных в ней фактических обстоятельств (например, гипотеза гражданско-процессуальной нормы – судья принимает встречный иск в трех случаях: если встречное требование направлено к зачету первоначального требования; если удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; если между встречным и первоначальным иском имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров). При наличии любого из указанных условий судья принимает встречный иск.
Абстрактная гипотеза – указывает на условия действия нормы, акцентируя внимание на их общих, родовых признаках (например, норма уголовного кодекса, запрещающая совершать преступление, заключающееся в оскорблении, т.е. унижении чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме, … Гипотеза абстрактная, так как не указывает частные обстоятельства и конкретные формы и способы унижения чести и достоинства личности ).
Казустическая гипотеза(казуистическая – в юридической литературе этот термин употребляется¸ но учеными считается неудачным и неточным по отношению к характеристике гипотезы) – связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями (например, гипотеза нормы уголовного права предусматривает вступление этой нормы в силу при наличии состава преступления, состоящего в надругательстве над телами умерших и местами их захоронения).
Диспоизиция –это стержень правовой нормы, в ней выражается предоставительно-обязывающий характер нормы права. Именно диспозиция заключает в себе модель правомерного поведения.
Управомочивающие диспозиции –предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют вариант возможного, дозволенного поведения, начинаются со слов «вправе», «имеет право», «может», подчеркивая возможность и свободу выбора субъектом варианта правового поведения (например, норма Конституции «каждый вправе защищать свои права и свободами всеми способами, не противоречащими закону»).
Обязывающие диспозиции – возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывая вариант должного поведения, начинаются словами «обязан», «должен», «подлежит» (например, диспозиция нормы Конституции «органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию РК»).
Запрещающие диспозиции –содержат запреты на совершение определенных противоправных действий (или бездействия), требуют воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением, начинаются со слов «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается», указывающих на отсутствие свободы выбора варианта правового поведения (например, «при приеме на работу запрещается требовать от трудящихся документы помимо предусмотренных законодательством»).
Недопустимо смешение нормы права, которая относится к содержанию права, со статьей нормативного акта, относящейся к форме выражения права, их отождествление затрудняет процесс применения права и отрицает трехэлементную структуру нормы права. Норма права не всегда совпадает со статьей нормативного акта. В тексте статей формулировки некоторых элементов нормы могут сливаться, отдельные элементы полностью или частично подразумеваются:
1. Норма права и статья закона могут совпадать – в статье могут быть все три элемента нормы права; 2. Норма права может быть изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или другого нормативного акта; 3. В одной статье может содержаться две или несколько юридических норм.
3. Критерии классификации норм права – 1-й вариант
Специального действия | регулятивные | учредительные | обеспечительные | охранительные |
Декларативные дефинитивные Оперативные коллизионные | Управомочивающие Обязывающие запрещающие |
Критерии классификации норм права – 2-й вариант
1. По характеру содержащихся предписаний:
Управомочивающие
Обязывающие
Запрещающие
2. По степени определенности содержащихся предписаний:
Материальные
Процессуальные
3. По назначению в механизме правового регулирования:
Материальные
Процессуальные
Нормы права в механизме правового регулирования
Функция права | Охранительная | Регулятивно-статическая | Регулятивно-динамическая |
Способ правового регулирования | Запрет | Запрет дозволение | обязывание |
Нормы права | охранительные | Запрещающие управомочивающие | обязывающие |
* - этот главный существенный признак дополняет современное определекние понятия «норма права», в связи с тем, что ряд постсоветских государств, включая Казахстан, включили в Гражданские Кодексы такой источник права, как обычай делового оборота – обычное право, которое складывается в процессе жизнедеятельностим общества, в отличие от закона, который создается государством.
ТЕМА 4. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА
ПЛАН:
4. Понятие и виды источников (форм) права
5. Нормативный правовой акт: понятие и виды
6. Иерархия нормативных правовых актов
7. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
8. Система права и система законодательства
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Теория государства и права: Курс лекций / Под. Ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.,2002.- С.374-411; 418-421.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
5. Григорьев В. Основы теории государства и права: альбом схем (учебно-наглядное пособие).- Алматы, 2001.- С.46-52.
6. Закон о нормативных правовых актах от 24 марта 1998 г.
7. Конституция РК 1995 г. ст. 4.
8. Лебедев В.А., Маркина Е.А. Теория государства и права: Конспект лекций. Учебное пособие.- М., 2003. С.126-132; 137-139.
9. Формы выражения (источники) права/ Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.У.Бейсеновой.- Алматы, 2006.- С.180-204.
10. Формы (источники) права / Тлембаева Ж.О.Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Алматы, 2005. С.87-101.
1.Право имеет строго определенную форму своего выражения и существования – источники права. Нормы, образующие право, могут быть признаны юридическими, общеобязательными, поскольку они находятся в законах, в иных признаваемых государством источниках.
Источники права Правовой обычай (обычное право) Прецедент (Судебный или административный) Нормативный правовой акт Нормативный договор |
Источники права – это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.
В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, деятельность юристов, религиозные тексты, элементарные учебники права и т.п. Источниками мусульманского права являются Коран, сунна, иджма, кияс.
Наиболее древней формой права является правовой обычай.
Правовой (санкционированный) обычай –это правило, вошедшее в привычку народа, которому государство придало общеобязательное значение и соблюдение которого гарантирует своей принудительной силой.
Сущность правового (судебного или административного) прецедентасостоит в придании общеобязательного значения судебному или административному решению по конкретному делу. Его смыслом (идеей), образцом решения обязаны руководствоваться компетентные органы при разрешении аналогичных дел.
Особое место среди источников права занимают нормативные договоры,представляющие собой специфическую разновидность нормативных актов. В нормативных договорах выражается согласованная воля нескольких государств (например, при образовании федерации) или нескольких организаций внутри страны (например, при заключении коллективного договора).
Нормативные договоры Внутригосударственные Международные Типовые Примерные |
2. Нормативный правовой акт –является главным источником современного казахстанского права, доминирующим источником права во всех современных правовых системах.
Нормативный правовой акт –это официальный документ, созданный компетентными органами государства, устанавливающий юридические нормы, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера.
Признаки нормативного правового акта Выражает государственную волю народа Содержит юридические нормы Издается компетентным органом Носит государственно-властный характер Обладает юридической силой Документально оформлен Охраняется государством |
Важнейшим свойством нормативных правовых актов является наличие юридической силы, которая проявляется в обязательности исполнения предписаний, содержащихся в нормативных правовых актах, в обеспеченности возможностью применения государственного принуждения и в их иерархии.
Нормативные правовые акты не следует отождествлять с иными правовыми актами (индивидуальными правовыми предписаниями – актами применения права)
- нормативный правовой акт направлен на регулирование наиболее типичных, массовых отношений (Постановление Правительства, Законы Парламента), то акт применения права – на единичный случай;
- нормативный правовой акт рассчитан на неопределенное большое количество ситуаций, то акт применения права – на однократную реализацию;
- нормативный правовой акт не персонифицирован, то акт применения права (решение суда, Указ Президента) имеет конкретного адресата
Классификация нормативных правовых актов
По субъекту издания | По предмету регулирования | По юридической силе |
Акты органов государства | Акты, регулирующие уголовно-правовые отношения | Законы |
Санкционированные государством акты общественных организаций | Акты, регулирующие гражданско-правовые отношения | Подзаконные нормативные акты |
Акты органов самоуправления | Акты, регулирующие административно-правовые отношения | |
Акты непосредственного волеизъявления народа (референдум) |
Законами часто называют не только нормативно-правовые акты, изданные парламентом (или в порядке плебисцита), но и акты Правительства и других исполнительных органов. Такое понимание закона не соответствует его действительному смыслу и назначению.
Закон— это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом по наиболее важным вопросам государственной жизни.
Характерными признаками закона как ведущего источника права являются его особый порядок принятия высшим органом государственной власти (парламентом, монархом и др.) или всенародно и его высшая юридическая сила, проявляющаяся в невозможности отмены закона другим органом, кроме издавшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.
Виды законов
По значимости | По месту в федеративной структуре (только для федераций) | По предмету регулирования |
- Обыкновенные (кодифицированные или органические, некодифицированные, чрезвычайные) - Конституционные | - федеральные - субъектов федерации | - конституционные - административные - гражданские - уголовные - брачно-семейные - процессуальные и др. |
Республика Казахстан является унитарным государством, поэтому законы издаются только Парламентом и едины для все органов государства и на всей территории. В соответствии с Конституцией РК высшей юридической силой обладают по отношению ко всем законам конституционные законы. Международные договоры, ратифицированные Парламентом, имеют высшую юридическую силу по отношению к законам Парламента.
Подзаконный нормативный правовой акт— это разновидность правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.
В механизме реализации законодательных норм подзаконные акты выступают незаменимым средством обеспечения исполнения законов.
Их подзаконный характер не означает их «меньшую» юридическую обязательность, они обладают необходимой юридической силой, но она не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.
Подзаконные нормативные акты многообразны: они различаются по своей юридической силе, положению и компетенции органов, их издающих.
Наиболее важными подзаконными нормативными актами в Республике Казахстан являются:
— акты (указы и распоряжения) Президента;
— акты (постановления и распоряжения) Правительства;
— акты государственных местных органов (представительных и исполнительных);
— ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства.
При этом важно заметить, что первые две группы указанных нормативных актов являются общими актами, т.е. имеющими распространение на всю территорию РК и на всех лиц.
Нормативные акты местных государственных органов являются ограниченно-общими, т.е. обязательными для всех лиц, но в пространственно ограниченных рамках (область, город, район).
Ведомственные акты, как правило, имеют внутреннее, внутриведомственное значение, т.е. распространяются на лиц, находящихся в системе только данного ведомства, но в некоторых случаях в силу статуса ведомства и делегированных ему прав могут иметь межведомственное, общее значение и, следовательно, внешнее юридическое действие.