Тема 2: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
- Носители интересов
Целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные цели.
Заинтересованное лицо – это любое лицо или сторона, которые могут влиять на деятельность и политику компании или сами могут оказаться под влиянием её деятельности.
Заинтересованные лица можно классифицировать в зависимости от 2 переменных:
Их интересов
Их власти
Власть – способность оказывать влияние на организацию
Интерес – желание влиять на организацию
низк высокий - Уровень власти
Степень интереса НАИБОЛЬШАЯ СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ
С помощью схемы оценивают, какое лицо будет иметь наибольшую власть, какие лица могут оказаться в конфликте друг с другом в определении стратегических целей.
Носители интереса: собственники, финансовые учреждения, партнеры, поставщики, потребители, сотрудники.
- Миссия организации
В широком понимании, МИССИЯ – философия или предназначение, смысл существования организации.
В узком понимании МИССИЯ – сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобной.
5 этапов написания миссии организации:
- кто будет писать миссию
- сроки написания
- для кого пишется миссия – кто основной читатель
- выработать формат документа
- выработать программу доведения до персонала миссии организации
5-8 предложений. Миссия должна вырабатываться с учетом факторов:
- история фирмы
- существующий стиль поведения и способ действия собственников и управляющего персонала
- состояние среды обитания
- ресурсы, которые организация использует для достижения целей
- отличительные особенности, которыми обладает организация
В расшифровке, сопровождающей миссию, должно быть изображение целевых ориентиров. Сфера деятельности организации, философия организации. Возможности и способы осуществления деятельности.
Цели формирования миссии:
- Дать субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация
- миссия способствует созданию корпоративного духа
- миссия создает возможность для более действенного управления организацией, так как миссия во-первых – база для установления целей, дает общий подход для распределения ресурсов организации, и создает базу для оценки их использования. Миссия расширяет для работника содержание его деятельности, и тем самым, позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.
- Стратегические намерения
В 1990-х в эконом. литературе стал использоваться термин «стратегическая коммерция», определяющий те лидерские позиции, к которым стремится организация, и одновременно служащий критерием, позволяющим оценить степень приближения к желаемому.
Данное понятие предполагает активный менеджмент, включающий в себя концентрацию усилий организации, мотивирование сотрудников через разъяснения им значимости поставленной услуги, а также наличие определенной свободы для индивидуальных и количественных предложений, поддержание трудового энтузиазма через постановку конкретных задач, по мере развития ситуации, а также взвешенное управление ресурсами.
- Цели организации
Цель – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.
Цели являются исходной точкой планирования деятельности. Во-вторых цели лежат в основе построения организационных отношений. На целях базируется система мотивирования.
Цели – это точки отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда.
Проблема разработки стратегии связана с различными сторонами деятельности фирмы, на её влияние сильное воздействие оказывают информационные и бихевиористские переменные.
В стратегическом поведении фирм существуют большие различия, в связи с этим мы не можем строить стратегию предприятия, выдвигая в качестве единой цели – максимум прибыли, существует ряд направлений достижения цели.
Наиболее распространенные направления, по которым в деловых организациях устанавливаются цели:
- область прибыльности (величина прибыли, уровень рентабельности, доход на акцию предприятия)
- область положения на рынке (доля рынка), объем продаж, доля рынка относительно конкурентов, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж
- область производительности (издержки на единицу продукции) материалоёмкость, фондоотдача, трудоёмкость.
- Область финансовых ресурсов, структура капитала, поток денежной наличности
- Область мощностей организации, размер используемых мощностей, количество единиц техники
- НИОКР, % величина затрат на выполнение проекта в области научно-исследовательских работ, сроки введения в действие нового оборудования, сроки выведения нового продукта на рынок и др.
- Область работы с покупателями (объем обслуживания клиентов)
- Область персонала (текучка кадров), увеличение квалификации работников
- Оказание помощи обществу (объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций)
В организации, имеющей несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющих собой декомпозицию целей более высокого уровня, целей более низкого уровня.
Накопленный в обществе опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно-сформулированные цели.
SMART (один из критериев), specific-max конкретный и ясный. Meseurel (цель изменения).
Achivable – цели достижимы.
Relevant – уместная цель
Time out - цели должны иметь срок. Процесс установления целей предполагает прохождение 4 фаз
- выявление и анализ тренда, который устанавливается в организации
- установление целей для организации в целом
- построение иерархии целей
- установление индивидуальных целей
- Формализованные методы выявления внутрифирменных целей.
самим