Тема 2: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

  1. Носители интересов

Целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные цели.

Заинтересованное лицо – это любое лицо или сторона, которые могут влиять на деятельность и политику компании или сами могут оказаться под влиянием её деятельности.

 

Заинтересованные лица можно классифицировать в зависимости от 2 переменных:

Их интересов

Их власти

 

Власть – способность оказывать влияние на организацию

Интерес – желание влиять на организацию

низк высокий - Уровень власти

 

 

Степень интереса НАИБОЛЬШАЯ СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ

 

С помощью схемы оценивают, какое лицо будет иметь наибольшую власть, какие лица могут оказаться в конфликте друг с другом в определении стратегических целей.

 

Носители интереса: собственники, финансовые учреждения, партнеры, поставщики, потребители, сотрудники.

 

  1. Миссия организации

В широком понимании, МИССИЯ – философия или предназначение, смысл существования организации.

В узком понимании МИССИЯ – сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобной.

 

5 этапов написания миссии организации:

  1. кто будет писать миссию
  2. сроки написания
  3. для кого пишется миссия – кто основной читатель
  4. выработать формат документа
  5. выработать программу доведения до персонала миссии организации

 

5-8 предложений. Миссия должна вырабатываться с учетом факторов:

  1. история фирмы
  2. существующий стиль поведения и способ действия собственников и управляющего персонала
  3. состояние среды обитания
  4. ресурсы, которые организация использует для достижения целей
  5. отличительные особенности, которыми обладает организация

 

В расшифровке, сопровождающей миссию, должно быть изображение целевых ориентиров. Сфера деятельности организации, философия организации. Возможности и способы осуществления деятельности.

 

Цели формирования миссии:

  1. Дать субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация
  2. миссия способствует созданию корпоративного духа
  3. миссия создает возможность для более действенного управления организацией, так как миссия во-первых – база для установления целей, дает общий подход для распределения ресурсов организации, и создает базу для оценки их использования. Миссия расширяет для работника содержание его деятельности, и тем самым, позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

 

 

  1. Стратегические намерения

 

В 1990-х в эконом. литературе стал использоваться термин «стратегическая коммерция», определяющий те лидерские позиции, к которым стремится организация, и одновременно служащий критерием, позволяющим оценить степень приближения к желаемому.

 

Данное понятие предполагает активный менеджмент, включающий в себя концентрацию усилий организации, мотивирование сотрудников через разъяснения им значимости поставленной услуги, а также наличие определенной свободы для индивидуальных и количественных предложений, поддержание трудового энтузиазма через постановку конкретных задач, по мере развития ситуации, а также взвешенное управление ресурсами.

  1. Цели организации

 

Цель – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.

 

Цели являются исходной точкой планирования деятельности. Во-вторых цели лежат в основе построения организационных отношений. На целях базируется система мотивирования.

 

Цели – это точки отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда.

 

Проблема разработки стратегии связана с различными сторонами деятельности фирмы, на её влияние сильное воздействие оказывают информационные и бихевиористские переменные.

 

В стратегическом поведении фирм существуют большие различия, в связи с этим мы не можем строить стратегию предприятия, выдвигая в качестве единой цели – максимум прибыли, существует ряд направлений достижения цели.

 

Наиболее распространенные направления, по которым в деловых организациях устанавливаются цели:

- область прибыльности (величина прибыли, уровень рентабельности, доход на акцию предприятия)

- область положения на рынке (доля рынка), объем продаж, доля рынка относительно конкурентов, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж

- область производительности (издержки на единицу продукции) материалоёмкость, фондоотдача, трудоёмкость.

- Область финансовых ресурсов, структура капитала, поток денежной наличности

- Область мощностей организации, размер используемых мощностей, количество единиц техники

- НИОКР, % величина затрат на выполнение проекта в области научно-исследовательских работ, сроки введения в действие нового оборудования, сроки выведения нового продукта на рынок и др.

- Область работы с покупателями (объем обслуживания клиентов)

- Область персонала (текучка кадров), увеличение квалификации работников

- Оказание помощи обществу (объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций)

 

В организации, имеющей несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющих собой декомпозицию целей более высокого уровня, целей более низкого уровня.

Накопленный в обществе опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно-сформулированные цели.

 

SMART (один из критериев), specific-max конкретный и ясный. Meseurel (цель изменения).

Achivable – цели достижимы.

Relevant – уместная цель

Time out - цели должны иметь срок. Процесс установления целей предполагает прохождение 4 фаз

 

  1. выявление и анализ тренда, который устанавливается в организации
  2. установление целей для организации в целом
  3. построение иерархии целей
  4. установление индивидуальных целей

 

  1. Формализованные методы выявления внутрифирменных целей.

самим