Подходы к формированию стратегических альтернатив

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ

Если рассматривать организационные аспекты разработки стратегических аальтенатив, то можно отметить, что этот процесс практически должен быть представлен в виде работы одной или нескольких команд специалистов (оперативных групп). Каждая команда, используя тот или иной стратегический подход к формированию альтернативных вариантов (или их комбинацию), начинает последовательно генерировать стратегические альтернативы (сначала альтернативы постепенного совершенствования, потом альтернативы обновления, и, наконец, инновационные альтернативы).

Особо укажем, что в случае работы более одной команды специалистов (оперативной группы) неосознанно или наоборот преднамеренно (по замыслу высшего руководства) результатом деятельности этих групп будет представление наиболее разных точек зрения. Другими словами, работа групп базируется на разных исходных допущениях (темпах роста рынков, эволюции технологий, предполагаемых действиях конкурентов и т. д.).

Важно выявлять, идентифицировать, уточнять эти допущения и максимально эффективно использовать разницу между ними для создания соответственно более широкого диапазона стратегических альтернатив и в конечном итоге для улучшения процесса принятия стратегических решений, их качества.

Следует избегать ошибочного представления о возможности генерации стратегических альтернатив в ходе принятия управленческих решений, когда разработка альтернатив происходит спонтанно, достаточно быстро, но при этом перечень возможных альтернатив чрезвычайно узок, не позволяет использовать весь возможный потенциал. Кроме того, в этом случае также не проводится оценка полученных вариантов, дополнительно не привлекаются сотрудники организации и лица, которые могут быть использованы как эксперты.

 

Среди множества подходов к формированию стратегических альтернатив рассмотрим следующие:

 конкурентный стратегический подход;

 стратегический подход на основе разработки сценариев;

 стратегический подход на основе моделирования;

 стратегический подход на основе мозгового штурма;

 стратегический подход «Рост рынка  конкурентная позиция предприятия»;

 стратегический подход на основе результатов SWOT-анализа;

 портфельный стратегический подход;

 амбициозный стратегический подход.