Определение стратегических подходов и проблем фирмы
Пример взвешенной оценки стратегической силы компании относительно конкурентов
Признаки силы и слабости в конкурентной позиции фирмы
Оценка силы конкурентной позиции фирмы
В дополнение к диагнозу ценовой конкурентной позиции требуется общий анализ конкурентной позиции и конкурентной силы фирмы. Он должен ответить на вопросы:
1) насколько сильна сегодняшняя конкурентная позиция фирмы;
2) какое изменение конкурентной позиции можно ожидать при использовании сегодняшней стратегии (с ее тонкой подстройкой);
3) каков ранг фирмы относительно ключевых соперников в каждом важном компоненте конкурентной силы и отраслевом ключевом факторе успеха;
4) каков перечень конкурентных преимуществ фирмы;
5) какова возможность фирмы защищать свою позицию в свете отраслевых движущих сил, конкурентного давления и предполагаемых действий соперников?
Факторы, которые часто используют для оценки тенденций усиления или ослабления конкурентной позиции фирмы, отражены в табл. 3.13.
Таблица 3.13
Для оценки конкурентной позиции фирмы используются балльные оценки по ключевым факторам успеха. При этом производится взвешивание оценок таких факторов для фирмы и ее соперников (табл. 3.14).
Таблица 3.14
Общее правило: фирма должна накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости. Она должна строить стратегию на своих сильных сторонах и предпринимать действия по обеспечению ситуации со слабостями.
В то же самое время рейтинг сильных сторон конкурентов показывает, откуда можно ждать их атак и, наоборот, где они слабее.
Если фирма имеет важные конкурентные сильные стороны там, где конкуренты относительно слабы, то можно предпринять действия по использованию этого обстоятельства.
Последней ступенью ситуационного анализа является идентификация всех важных стратегических подходов, которые должны сформировать план действий компании. Они должны опираться на выполненный ситуационный анализ и ответить на следующие вопросы:
адекватна ли существующая стратегия движущим силам в отрасли;
как тесно существующая стратегия связана с будущими отраслевыми факторами успеха;
насколько хороша защита существующей стратегии от пяти конкурентных сил в будущем, а не сейчас и в прошлом;
способна ли существующая стратегия адекватно защитить компанию от внешних угроз и внутренних слабостей;
должна ли компания опасаться конкурентных атак от одного или более конкурентов;
нужны ли дополнительные действия для улучшения стоимостной позиции компании, накопления положительных возможностей или улучшения ее конкурентной позиции?