Демографическое старение населения

Для развитых стран характерен процесс демографического старения.

Демографическое старение – увеличение с годами доли пожилого населения во всём населении.

Причины демографического старения:

1. Снижение рождаемости.

2. Снижение смертности в старших возрастных группах, связанное с увеличением средней продолжительности жизни.

3. Миграция, если уезжает по каким-либо причинам молодое население (например, в случае экономического кризиса в условиях роста безработицы).

С целью измерения старения населения используют показатель демографического старения – удельный вес населения в возрасте 60 лет и старше (по критериям ООН – 65 лет и старше) во всём населении.

Для оценки уровня старости населения применяют шкалы демографического старения. В России, где в качестве критерия берётся возраст 60 лет и старше, используют шкалу Ж.Божё-Гарнье-Э.Россета (см. таблицу 3.2).

 

Таблица 3.4

 

Шкала демографического старения Ж.Божё-Гарнье- Э.Россета

Удельный вес лиц в возрасте от 60 лет и старше, % Уровень старости населения
менее 8 Демографическая молодость
8 - 10 Первое преддверие старости
10 - 12 Собственно преддверие старости
12 и выше Демографическая старость
12 - 14 Начальный уровень демографической старости
14 - 16 Средний уровень демографической старости
16 - 18 Высокий уровень демографической старости
18 и выше Очень высокий уровень демографической старости

 

 

Для стран, где в качестве критерия берётся возраст 65 лет и старше, можно использовать шкалу демографического старения ООН (см. таблицу 3.3).

 

Таблица 3.5

 

Шкала демографического старения ООН

Удельный вес лиц в возрасте от 65 лет и старше, % Уровень старости населения
менее 4 Молодое население
4 - 7 Население на пороге старости
более 7 Старое население

 

Графически старение населения можно представить в виде диаграммы динамики, например, линейной, в которой по оси абсцисс откладываются годы, а по оси ординат - % лиц от 60 лет и старше. На одном поле графика в этом случае можно построить несколько диаграмм, относящихся к отдельным странам, группам стран, а также – всему Миру.

С целью изучения динамики процесса старения рассчитывают также показатели динамики (абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и другие), а в качестве объекта исследования в этом случае берут показатель демографического старения (% лиц от 60 лет и старше).

В связи с демографическим старением общества увеличивается нагрузка на взрослое трудоспособное население, которое помимо этого несёт также нагрузку, связанную с молодым нетрудоспособным населением. Характеризуют нагрузку на общество непроизводительным населением показатели демографической нагрузки:

1. Отношение численности молодого нетрудоспособного населения к взрослому трудоспособному населению.

2. Отношение численности пожилого нетрудоспособного населения к взрослому трудоспособному населению.

3. Отношение численности молодого и пожилого нетрудоспособного населения к взрослому трудоспособному населению.

Эти показатели применяют:

- при расчётах затрат на пенсионное обеспечение;

- при расчётах расходов на содержание детей;

- при разработке мероприятий по социальному обеспечению и рациональному использованию трудовых ресурсов.

В демографии сегодня разработано Положение об оптимальной структуре населения, обеспечивающей стабильное воспроизводство и достаточный удельный вес трудоспособного населения:

- молодое нетрудоспособное население – не менее 20%;

- взрослое трудоспособное – 65%;

- пожилое нетрудоспособное – не более 15%.

Демографическая нагрузка трудоспособного населения считается оптимальной, если доля трудоспособного населения приблизительно в два раза больше доли нетрудоспособного (т.е. на каждые 1000 человек трудоспособного населения должно приходиться приблизительно 500 человек нетрудоспособного населения).

Сегодня в развитых странах, в т.ч. в России, удельный вес пожилого населения составляет приблизительно 15%. Самая "старая" страна – Швеция (17,5%). В развивающихся странах доля пожилого населения значительно ниже.

Удельный вес всего нетрудоспособного населения в России за последние годы составляет приблизительно 40%. В этих условиях демографическая нагрузка на трудоспособное население нетрудоспособным находится на экономическом пределе. При невысоком уровне производительности труда в стране это соотношение обеспечивает низкий уровень доходов на душу населения. Причём в перспективе это соотношение будет ухудшаться, т.к. основной состав трудоспособных сегодня представляют послевоенные поколения, которые в скором времени будут уходить на пенсию, а на смену им будут приходить малочисленные поколения 80-х и 90-х годов. Такая ситуация подталкивает органы власти к идее расширения границ трудоспособного населения по примеру развитых стран. Однако осуществить эту идею сегодня мешает ряд объективных причин:

- безработица, спад производства;

- невысокая продолжительность жизни людей (средняя продолжительность жизни мужчин не дотягивает до 70 лет);

- социальный фактор: имеющиеся границы трудоспособного возраста являются социальным завоеванием общества; ужесточение Законом границ трудоспособного возраста может привести к осложнению социальной обстановки в стране.

Старение населения имеет следующие экономические и социальные последствия:

1. Усиление нагрузки на пенсионные фонды.

2. Усложнение задач по уходу за стариками для государственных органов, разрабатывающих социальную политику.

3. Необходимость дополнительных затрат на медицинское обслуживание.

4. Проблема занятости "молодых пожилых" (до 70 лет), желающих работать, (которая в свою очередь в условиях конкуренции может обострить проблему занятости взрослого трудоспособного населения).

Поэтому цель социальной политики общества в отношении демографического старения – стремиться не допускать опасных перекосов в демографической структуре общества. Для достижения этой цели в странах проводятся меры:

- по увеличению рождаемости;

- по снижению смертности во всех возрастных группах;

- по воспитанию здорового поколения;

- по усилению охраны труда и совершенствованию техники безопасности;

- по укреплению брака и семьи;

- по повышению эффективности миграционной политики.