Государственная информационная политика.
Перечислим главные процессы и объекты, на которые должны распространяться управляющие и регулирующие воздействия ГИП.
· формирование единого информационного пространства России как целостного федеративного государства и как части мирового информационного пространства на основе национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
· всесторонняя поддержка отечественного научно-технического и производственного потенциала информатизации, регулирование отечественного рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг;
· развитие и совершенствование системы формирования общественного мнения, всестороннего и объективного информирования населения страны — о деятельности государственной власти, и власти — о процессах общественного развития и жизни народа;
· правовое регулирование информационных отношений в обществе, формирование системы информационного законодательства, действенных механизмов его реализации и создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития;
· обеспечение безопасности развития информационной среды общества как важнейшего компонента национальной безопасности. Рассмотрим эти процессы.
Выделяются две составляющие ГИП.
1. Технико-технологическая, связанная с проблемами создания технико-технологической базы перехода России к информационному обществу за счет развития информационно-коммуникационной инфраструктуры;
2. Социально-политическая, определяющая решения проблем социальной, правовой, психологической и моральной подготовки российского общества к жизни в условиях информационного общества.
Базовые принципы ГИП.
· открытость информационной политики;
· равенство интересов всех участников информационных отношений;
· системность;
· приоритетность отечественного производителя;
· непротиворечивость – основные мероприятия должны быть направлены на обеспечение государственных интересов России, но не противоречить социальным интересам граждан страны;
· социальная ориентация – финансирование государством только того, что направлено на информационное развитие социальной сферы;
· приоритет права перед силой.
Важнейшей особенностью информационного общества является перенос акцента в производстве с использования материалов на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии. «Терциаризация» экономики (т.е. преимущественное развитие третичного сектора экономики — оказания услуг) приводит к существенному изменению удельного веса отраслей экономики в формировании НВП. Например, в европейских странах, где информационное общество значительно продвинулось в развитии, более половины (55%) оборота средств в информационной индустрии приходится на создание информационных продуктов и технологий и лишь 45% — на производство техники; в индустрии связи разрыв еще более радикальный: 80% составляют телекоммуникационные услуги и только 20% — производство средств коммуникации [Brown. 1994].
Одной из основополагающих характеристик информационного общества является его глобальный характер. В процессе его формирования постепенно стираются границы между странами и людьми, радикально меняется структура мировой экономики, значительно более динамичным и конкурентным становится рынок. Для каждого государства в этих условиях критическое значение приобретает развитие национальной информационной инфраструктуры и ее эффективная включенность в глобальную информационную инфраструктуру.