Тема 4. Ощущение и восприятие
Для того чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Функцию приема информации о внешнем мире выполняют органы чувств: органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Самым простейшим вариантом получения головным мозгом информации является ощущение. С помощью данного процесса человек получает сведения об элементарных свойствах объектов окружающего мира.
Ощущение – это психический познавательный процесс, направленный на отражение в головном мозге человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения имеют две особенности: способность отражать отдельные признаки предметов или их совокупностей; наличие движений в виде вегетативной реакции (сужение сосудов) или мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц). Они объективны, так как в них отражен внешний раздражитель, и субъективны, поскольку зависят от индивидуальных особенностей человека.
Возникновение ощущений связано с развитием раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия окружающей среды изменением своего внутреннего состояния и поведения. Примером раздражимости может служить реакция амебы на прикосновение иглы- она стремится отодвинуться от острия иглы. На определенном этапе эволюционного процесса у организма элементарная раздражимость перерастает в чувствительность - способность реагировать на раздражители, имеющие сигнальное значение. Например, в качестве сигнала для насекомого может выступать окраска, отличающая представителей одного вида от других. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличия в ней биологически значимых факторов.
Имеются различные классификации ощущений. Так Аристотель выделял зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные. Более подробная классификация Шеррингтона выделяет:
· экстероцептивные – возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела (слуховые, зрительные, вкусовые, осязательные, обонятельные), предоставляют информацию об особенностях окружающей среды;
· проприоцептивные (кинестетические) - отражающие движение и положение частей тела в пространстве посредством рецепторов мышц, сухожилий, суставных сумок;
· интероцептивные (органические) ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов, расположенных во внутренних органах (сердце, желудке и т.п.).
Кроме перечисленных выше существуют т.н. интермодальные ощущения – возникновение которых невозможно соотнести с каким-то одним органом чувств, например, ощущение вибрации связано со слуховым и тактильным анализатором.
Экстероцептивные ощущения подразделяются на дистантные и контактные в зависимости от соприкосновения рецептора с источником раздражения. К первым относят зрительные и слуховые ощущения, ко вторым - осязательные, вкусовые; обонятельные в этой системе занимают своего рода промежуточное положение, поскольку для их возникновения необходимо действие молекул летучего вещества на рецепторы, но сам объект с рецепторами не соприкасается.
Ощущениям присущи различные свойства:
· Качество - ощущения разных видов имеют свои особенности, отличающие их друг от друга; например, при зрительных ощущениях выявляется цвет, освещенность объекта, при тактильном- твердость, гладкость;
· Локализация – определяется расположение источника ощущения в пространстве;
· Интенсивность - показывает силу возникающего ощущения.
· Длительность – характеризует временную продолжительность ощущения.
Функцию переработки информации, получаемой из внешнего мира, выполняют анализаторы. Каждый из них состоит из следующих отделов:
1. Рецепторный - выполняет функцию приема и превращения энергии внешнего воздействия в нервные сигналы; например, в зрительном анализаторе это клетки сетчатки. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных типов воздействия.
2. Проводящий отдел - нервы, соединяющие рецепторный отдел с центральным и передающие сигналы от рецепторов к центральному отделу и обратно.
3. Центральный - отделы спинного и головного мозга, где происходит анализ полученной информации. Так, например, центральным отделом зрительного анализатора является затылочная область коры больших полушарий, слухового- височная, обонятельного- теменная. Между центральным и периферическим отделами существует обратная связь, благодаря которой происходит коррекция поведения и состояния человека.
В современной физиологии выделяются восемь анализаторов: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, двигательный, висцеральный, вестибулярный. Для них характерна чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Существуют нижний и верхний пороги чувствительности. Нижний - наименьший уровень интенсивности раздражителя, вызывающий ощущения, верхний- уровень интенсивности превышение которого вызывает болевые ощущения. Данные пороги индивидуальны.
Анализаторам присущи такие характерологические особенности как адаптация – способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к изменению интенсивности раздражителя; тренируемость - повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности; инерционность, которая обозначает способность сохранения ощущения после прекращения действия раздражителя.
Постоянное взаимодействие анализаторов происходит в условиях нормального их функционирования. При действии раздражителя на один анализатор происходит функциональное изменение не только этого, но и других анализаторов. Взаимодействие анализаторов приводит к возникновению явления синестезии, когда при раздражении одного анализатора возникают ощущения, свойственные для другого. С этим явлением связано, например, такое понятие, как цветовой слух.
Восприятие – это психический познавательный процесс, направленный на отражение в головном мозге предметов и явлений окружающего мира в совокупности их внешних свойств.
Ощущение и восприятие имеют ряд отличий. Ощущение дано человеку с рождения, а восприятие- это прижизненное образование. Новорожденный ребенок ощущает набор отдельных признаков объектов (теплый, громкий, светлый, темный), затем постепенно они начинают складываться в структуру и образовывать объекты. Ощущение присуще всем живым существам с нервной системой, восприятие- человеку и высшим животным. Ощущение дает представление об отдельном свойстве объекта (гладкий, горький, громкий), восприятие же- об объекте целиком (собака, стул). Возникновение ощущения связано с конкретным анализатором, в то время, как при формировании образа восприятия происходит взаимодействие нескольких анализаторов.
Существуют различные основания для классификации восприятий. По признаку модальности они подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические. В зависимости от наличия при восприятии объектов волевого усилия можно выделить произвольное и непроизвольное.
К основным свойствам восприятия относят предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность. Предметность восприятия заключается в том, что человек воспринимает окружающий мир в виде отдельных предметов, а не совокупности несвязанных друг с другом их признаков. Свойство целостности состоит в том, что любой объект не воспринимается во всех деталях, а как бы мысленно достраивается. Наличие свойства константности восприятия означает, что предмет воспринимается относительно постоянным по цвету, величине, форме, фактуре, несмотря на изменение условий восприятия. Суть категориальности восприятия в следующем: любой воспринимаемый объект человек стремится отнести к какому-то классу и обнаружить в нем признаки, присущие всем объектам данного класса. Избирательность - это такое свойство, благодаря которому человек может реагировать на одни объекты и игнорировать другие.
Значимой является проблема восприятия и понимания людьми друг друга. У каждого человека задействованы все сенсорные каналы получения и переработки информации. Однако у одних ведущим каналом выступает зрение, у других — слух, у третьих — осязание. В соответствии с этим выделяют следующие типы людей: визуальный, аудиальный и кинестетический. Преобладание обонятельного и вкусового восприятия мира встречается редко.
Визуальный тип получаемую информацию представляет в виде зрительных образов, ярких картин. Его принцип слушания: «я должен видеть, чтобы слышать». Рассказывая что-то, люди этого типа жестикулируют руками, как бы воспроизводя в воздухе увиденное; вспоминая, обычно смотрят прямо перед собой, поднимая глаза, переводя их влево — вправо. Они быстро и громко говорят, используя глаголы, наречия и прилагательные преимущественно визуальной модальности (например, представьте, взглянуть, вообразить, заметить, наглядный, мутный, точка зрения, разноцветный). В процессе общения визуалу необходима дистанция, чтобы держать партнера в поле своего восприятия.
Аудиальный тип информацию представляет в виде слуховых образов. Принцип слушания: «не смотреть, чтобы слышать». Вспоминая что-то, аудиалы как будто прислушиваются к тому, что им наговаривают на ухо. Поэтому их взор устремлен вниз, с наклоном головы влево или вправо. Темп речи ровный, размеренный; интонации монотонные. В речевых высказываниях используют глаголы, наречия и прилагательные преимущественно аудиальной модальности (послушайте, акцент, беседовать, громко, тон, заглушать, молчаливый).
Кинестетический тип информацию представляет в виде образов тактильных ощущений и движений. Принцип слушания: «ощутить, чтобы слышать». В процессе общения кинестетикам необходимо приблизиться к партнеру. Вспоминая, они как бы воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. Их взор устремлен прямо или вправо вниз. Темп речи замедленный, интонации пониженные. В речевых высказываниях используют глаголы, наречия и прилагательные преимущественно кинестетической модальности (расставьте, активный, болезненный, гладко, ловко, неподвижный, нащупать, тупой).
Ведущая сенсорная система человека оказывает большое влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Для того чтобы установить с человеком контакт, надо уметь разговаривать с ним на «одном языке». Исследователи предлагают как бы «подстроиться» под тип восприятия партнера по взаимодействию: использовать слова, относящиеся к его ведущей сенсорной системе, применять похожие интонации, жесты, позу, ритм дыхания и т.д.
Существует ряд методов изучения ощущений и восприятий. Наличие высокого уровня развития этих процессов является профессионально важным качеством для выполнения той или иной работы. Так, вариантом изучения зрительного восприятия является предъявление испытуемому таблиц цветов и специфически раскрашенных листов бумаги с целью выявления дефектов цветоразличения (например, при диагностике будущих водителей и пилотов самолетов).
Контрольные тесты:
1. Какое свойство живой материи лежит в основе ощущения:
а) рефлексивность;
б) раздражимость;
в) организованность;
г) автономность
2. Какая группа ощущений не выделена в классификации Аристотеля:
а) вкусовые;
б) слуховые;
в) проприоцептивные;
г) обонятельные
3. Какие ощущения занимают промежуточное положение между дистантными и контактными:
а) обонятельные;
б) слуховые;
в) зрительные;
г) вкусовые
4. способность сохранения ощущения после прекращения действия раздражителя называется:
а) тренированность;
б) адаптация;
в) синестезия;
г) инерционность.
5. К основным свойствам восприятия не относится:
а) категориальность;
б) тренированность;
в) предметность;
г) целостность
6. Какие выражения и слова не типичны для аудиала:
а) акцент;
б) молчаливый;
в) точка зрения;
г) громкий тон