Ограничение ПСЧГ.

Реализация ПСЧГ должна быть согласована с конституционной необходимостью реализации других ценностей (нравственность, безопасность государства и общества, здоровье, оборона страны и др.). Кроме того, реализация прав и свобод одного лица не должна нарушать прав и свобод других лиц. С этой целью осуществляется ограничение ПСЧГ по объекту, субъекту и содержанию.

а) ограничение по объекту осуществляется путем определения границ в соответствии со следующими общими требованиями:

во-первых, право прекращает свое действие там, где заканчивается круг его вопросов. Например, вопросы вероисповедания заканчиваются там, где начинаются вопросы образования; право на воспитание заканчивается там, где начинается жестокое обращение с детьми;

во-вторых, права и свободы одного лица заканчиваются там, где начинается свобода другого лица. Воспитание ребенка заканчивается там, где начинается право ребенка на честь, достоинство и здоровье; свобода информации заканчивается, если она соприкасается со сведениями, составляющими тайну (ч. 3 ст. 29);

б) ограничение по субъекту осуществляется тогда, когда из общего круга носителей ПСЧГ исключаются конкретные группы лиц. Например, не имеют определенных политических прав судьи, прокуроры, военнослужащие. Эти группы лиц не могут состоять в политических партиях, не могут быть депутатами;

в) ограничение по содержанию осуществляется путем определения пределов. Права и свободы не могут использоваться в асоциальных целях, подрывающих основной правопорядок, безопасность, оборону, а также наносящих вред здоровью, нравственности и др. Например, свобода совести не охраняется, если она используется в формах, наносящих вред нравственности, здоровью.

Формы ограничения.Ограничения ПСЧГ могут быть писанные и неписанные. Писанные ограничения содержатся в самой Конституции, они могут формулироваться в виде конкретного исключения из правил (в ч. 3 ст. 29 Конституции определяется: каждый имеет право получать информацию, за исключением сведений, составляющих государственную тайну).

Неписанные ограничения не содержатся в тексте Конституции. Для введения таких ограничений требуются веские основания. Такие основания закрепляются в Конституции (ч. 3 ст. 53). Например, деятельность определенной политической партии может быть запрещена, если это составляет угрозу безопасности обществу. Существуют ограничения ПСЧГ, вводимые ФЗ, и ограничения, устанавливаемые исполнительной властью на основе ФЗ. В последнем случае в ФЗ определяются условия, при которых исполнительная власть может реализовать ограничения.

Цели и задачи ограничения: а) согласовать действие ПСЧГ с другими ценностями, которые важны для общества (достижение соразмерности (баланса, равновесия) в системе личных и коллективных ценностей); б) согласовать действие ПСЧГ с конкретными жизненными условиями (обстоятельствами) - например, уровень минимального размера оплаты труда, пенсий устанавливается исходя из уровня экономического развития страны.

Условия ограничения. Ограничение ПСЧГ не должно затрагивать существа содержания. Существо содержания ПСЧГ неприкосновенно. Выполнение данного требования возможно при соблюдении двух условий: а) действие прав и свобод не должно исключаться из жизни общества. Несоблюдение этого условия ведет к нарушению принципа признания ПСЧГ; б) не должны разрушаться гарантии ПСЧГ.

При соблюдении названных условий значение ПСЧГ в жизни общества сохраняется, а права и свободы являются реализуемыми.