Основные функции бюджета и задачи бюджетной политики государства. Основы разработки государственного бюджета
Известно, что сущность любой экономической категории реализуется с помощи присущих этой категории функций.
Бюджету как экономической категории, как и финансам присущи 2 основные функции: перераспределительная и контрольная.
Говоря о перераспределительной функции, следует отметить, что в руках государства происходит концентрация денежных средств и их использование с целью удовлетворения общественных потребностей.
Контрольная функция позволяет определить насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как эффективно они распределяются и используются. Эта функция позволяет сигнализировать, как от разных субъектов хозяйствования поступают денежные средства, соответствует ли централизованные ресурсы государства объему его потребностей.
Мнение экономистов по вопросам функций бюджета, равно как и функций финансов, расходятся. Так, в учебнике Барулина С. В. «Финансы» - М., 2010 г. отмечаются 3 функции бюджетов:
1. образование публичных доходов;
2. использование публичных доходов;
3. контрольная функция.
то есть распределению предшествует образование денежных фондов, что, на наш взгляд, вполне логично. Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма и его инструментария. Сюда следует отнести налоги и другие обязательные платежи, арендную плату и цены на платные услуги бюджетных организаций, межбюджетные дотации, субсидии, субвенции и иные трансферты, целевые программы, ориентированные на результат; государственные заказы, закупки и задания, бюджетные инвестиции, бюджетные резервы и др.
Бюджетный механизм является реальным воплощением бюджетной политики. Как отмечалось ранее, бюджетная политика является составной частью финансовой политики. Она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходов бюджетов в ходе осуществления расходов и при организации межбюджетных отношений. Основные направления бюджетной политики на 2010 г. и дальнейшую перспективу изложены в бюджетном послании Президента Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2010-2012 гг.». Президент отмечает, что наступивший кризис заставляет нас извлечь уроки, чтобы предотвратить в будущем подобные шоки для российской экономики. Президент наметил основные задачи бюджетной политики:
1. обеспечить исполнение социальных обязательств. При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей помощи;
2. ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивость выполнения социальных обязательств в последующие годы. Следует предусмотреть постепенное снижение бюджетного дефицита, сохранив, таким образом, резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает, в том числе планирование бюджетных расходов, исходя из консервативного сценария развития мировой экономики;
3. перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля. Необходимо четко определить приоритеты использования бюджетных средств в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение. Целесообразно в максимальной степени реализовывать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы. Прежде всего, программы развития инфраструктуры, федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств перед федеральным должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов;
4. определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышение энергоэффективности экономики и производительности труда. Выполнение требования повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки;
5. обеспечить кардинальное повышение качества предоставляемых гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг за счет бюджетных средств. Необходимо определить сферы, в которые целесообразен переход от производства услуг государством к их приобретению в интересах граждан на конкурентоспособном рынке, и начать соответствующие преобразования;
6. усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами. Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями;
7. определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства. Необходимо определить возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения структуры взносов в составе пенсионного и медицинского страхования. Одновременно требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования;
8. обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти (муниципальной). Установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала;
9. завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения. При этом наряду с системой обязательных платежей возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование;
10. определить и реализовать комплекс мер по созданию безбарьерной «среды» для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции по правам инвалидов.
При составлении и рассмотрении федерального бюджета необходимо обеспечить не только его социальную, но и инновационную направленность, обратить особое внимание на необходимость финансового обеспечения решения приоритетных задач в сферах здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизации транспортной инфраструктуры.
Разработка бюджетов основывается на бюджетном послании Президента Федеральному Собранию, прогнозе социально-экономического развития.
Отметим, что разработка государственного бюджета – это исключительная прерогатива Правительства РФ, а непосредственно его составлением занимается Министерство финансов РФ.
К сведеньям, необходимым для составления проекта бюджета относятся:
· действующее на момент начала разработки налоговое законодательство;
· нормативы отчислений от бюджетных доходов бюджетам других уровней;
· предполагаемые объемы финансовой помощи, предоставляемые из бюджетов других уровней;
· нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
· виды и объем расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой;
· нормативы финансово-бюджетной обеспеченности.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта государственного бюджета являются: объем ВВП, темп его роста и уровень инфляции.