Тема 2: Базовая стратегия развития организации как основа для разработки товарной стратегии
1. Понятие и сущность стратегии
2. Базовые стратегии развития организации, их преимущества и недостатки
1. Разработка товарной стратегии включает в себя:
- четкое формулирование целей организации;
- определение базовой стратегии бизнеса;
- анализ и формирование товарного портфеля организации;
- формирование стратегии развития товара;
- определение конкурентных стратегий по товару;
- формирование функциональных стратегий по товару.
Сущность стратегии.
Стратегия:
- способ достижения цели, избежание угроз, использование возможностей
- средства и формы деятельности организации
- система взаимоотношений внутри организации
- позиции организации в окружающей среде
- поведение организации в среде
- долгосрочное направление развития организации
- руководство для всех последующих функций планирования
В соответствии с пирамидой целей существует пирамида стратегий. Разработка товарной стратегии начинается с формирования базовой стратегии, определяющей основные направления развития организации в целом. Товарная стратегия подчиняется базовой.
Четкое уяснение базовой стратегии дает:
- понимание среды;
- понимание целей;
- понимание положения организации в среде.
Базовую стратегию определяют миссия и долгосрочные цели организации.
2. Существуют 4 базовых стратегии развития организации:
1) Стратегии концентрации на товаре – совершенствование товара, перспективы товара. Основа – расширенный спрос, возможности его покрытия, высокая конкурентоспособность.
2) Стратегия диверсификации – усиление устойчивости организации, наличие финансовых резервов.
3) Стратегия интеграции – объединение вертикальное – концентрация на товаре, объединение горизонтальное – концентрация на товаре или диверсификация.
4) Стратегия ликвидации – сокращение производства товара.
Выбор базовой стратегии – сильные стороны организации и шансы внешней среды. Угрозы и слабые стороны организации – ограничения в принятии решения. Матрица Томпсона-Стрикланда.
Стратегия концентрации на товаре:
Набор правил:
- результаты продаж и рентабельности по этому товару;
- позиционирование себя по этому товару;
- внутри организации – на этот товар;
- оперативные решения – на этот товар;
- глубокое внедрение на рынок;
- расширение границ рынка;
- совершенствование товара;
- совершенствование сбыта, стимулирование сбыта;
- новые клиенты;
- ценовая борьба.
Преимущества:
- четкое понимание кто мы и что делаем;
- чувство потребителя и конкурентной ситуации;
- контакт между менеджментом и персоналом;
- понимание конкурентной позиции;
- рост нововведений;
Недостатки:
- риск ухода рынка;
-низкие возможности роста.
Стратегия интеграции:
Интеграция– процесс объединения усилий всех подразделений для достижения ее целей и задач.
Интеграция – процесс взаимодействия элементов системы.
Основа интеграции – единое информационное пространство.
Эффективность интеграции – сокращение времени и затрат на совершение действия в пределах организации.
Принципы интеграции:
· Единство методов управления на всех уровнях и во всех подразделениях организации;
· Комплексность. Функциональная интеграция – объединение на основе единых моделей и стандартизации;
· Паритетность – правила управления едины для всех уровней организации;
· Принцип интеграционного цикла. Законченность информационного цикла – конец одного процесса – начало другого;
· Гомеостатичность – обеспечение постоянства действия системы, ее защищенность от внешних помех и возмущений;
· Типичность моделей управления – для однородных подразделений;
· Единство информативности - унификация документов;
· Многоаспектность – охват всех факторов производства.
Проблемы интеграции:
· Структурная проблема – формирование управленческих связей: согласование систем управления персоналом. Определение роли и задач, компетентности и ответственности персонала, разрешение конфликтов.
· Проблема сотрудника – осложнение коммуникаций. Потеря доверия к предприятию, снижение производительности труда.
· Культурная проблема – разница в культуре – сопротивление, конфликты.
Основные инструменты интеграции:
- путем использования властных полномочий и координации;
- плановая деятельность, установление основных показателей структурным подразделениям;
- инвестиционная деятельность – обеспечивает целостное развитие организации;
- оперативное управление – контроль и регулирование хода деятельности организации;
- социальная деятельность – корпоративная культура.
Методы эффективной интеграции:
1. Для организаций в устойчивой внешней среде – выработка и установление правил и процедур. Иерархия в управлении.
2. Для организации в динамической среде – гибкие технологические процессы. Индивидуальное взаимодействие. Личные связи. Совещания, рабочие группы.
Процесс управления интеграцией:
- сохранение ценностей игроков;
- установление целей на основе ценностей;
- разработка политики исходя из целей;
- четкое видение исходов;
- четкое определение выигрышей (оцененных исходов).
Преимущества интеграции:
- усиление рыночной силы, влияние на рынок;
- рост инвестиций в товар;
- расширение границ марки товара;
- дифференциация товара;
- технологии – качество.
Недостатки:
-снижается самостоятельность центров;
- долгое время принятия решения.
Критерии успеха интеграции:
- рост производительности;
- повышение надежности работы систем;
- эффективность работы систем;
- минимум потерь;
- информационная обеспеченность;
- гармонизация отношений;
- рост показателей;
- рост социальной ответственности.
Стратегия диверсификации:
Создана с целью:
- усиления своих позиций на растущем рынке;
- уменьшения опасностей на замирающем рынке.
Виды диверсификации:
· Родственная – близкая по виду основному бизнесу. Увеличивает рыночную силу организации повышает эффективность за счет совместного использования управления и ресурсов
· Неродственная – использование финансовых возможностей на увеличение выгодности бизнеса
Диверсификация представляет собой следующие виды:
1) диверсификация денежных капиталов, т. е. распределение их между различными объектами вложений, с целью снижения риска возникновения потерь капитала или доходов от него;
2) диверсификация горизонтальная – расширение ассортимента за счет новых товаров-аналогов для повышения интереса к товару;
3) диверсификация концентрическая – стратегия выпуска новых товаров в дополнение к существующим;
4) диверсификация валютных резервов, т. е. распределение их между различными свободно конвертируемыми валютами;
5) диверсификация экспорта – распределение экспортных ресурсов страны между большим числом стран-потребителей;
6) диверсификация рабочих мест, т. е. поощрение малых предприятий, где создаются рабочие места.
Выбор базовой стратегии осуществляется за счет:
- оценки факторов внешней среды;
- анализа ограничений;
- матрицы Томпсона-Стрикланда.
Критерии отбора стратегии:
- долгосрочное превосходство;
- польза потребителя;
- рост производительности труда;
- снижение затрат;
- готов ли рынок;
- дает ли стратегия концентрацию сил и средств предприятию;
- базируется ли на сильных сторонах организации;
- используются ли шансы окружающей среды;
- имеются ли ресурсы для реализации стратегии: кадры, материальная база, финансовые ресурсы (ликвидность, оборачиваемость, рентабельность капитала, структура пассива);
- способна ли стратегия объединить коллектив предприятия.
При выборе стратегии проводится:
- проверка на устойчивость стратегии в перспективе;
- анализ уязвимости, возможных рисков;
- планирование чрезвычайных ситуаций;
- возможность осуществления стратегии.
Критерии оценки при выборе стратегии:
- соответствие возможностям и потенциалу;
- уровень риска;
- ограничения в достижении цели;
- долгосрочное превосходство.