Книга С.Г. Гаврина «Изучение фразеологии

Развитие лексики и фразеологии в 60-80-е годы ХХ века.

русского языка в школе»

 

Проблемы ведения работы с устойчивыми сочетаниями на уроках русского языка и чтения совершенно не затрагиваются в учебных пособиях и периодической методической литературе по начальному обучению в военные и послевоенные годы. И только с 60-х годов в связи с работами В.В. Виноградова, С.И. Ожегова, В.П. Жукова, Н.М. Шанского и других ведущих лингвистов в методической литературе наметился особый интерес к вопросам фразеологии. Если в 1956 году профессор Б.А. Ларин писал, что фразеология как лингвистическая дисциплина находится еще в стадии "скрытого развития", то в сборнике "Проблемы фразеологии", вышедшем в 1964 году, приводится авторский указатель к библиографии по фразеологии, насчитывающий уже более 500 исследователей.

В 1967 году появляется первый "Фразеологический словарь русского языка" под редакцией А.И. Молоткова, а за ним "Крылатые слова" Н.С. и М.Г. Ашукиных, "Материалы по занимательной грамматике русского языка" А.Т. Арсирия, "Путешествие в слово" Э.А. Вартаньяна, "Словарь русских пословиц и поговорок" В.П. Жукова. В 1980 году был издан специальный "Школьный фразеологический словарь" В.П. Жукова.

В методической литературе того времени появилось немало интересных пособий и статей, методических разработок по проблеме изучения фразеологии в школе. Одной из таких работ является книга С.Г. Гаврина "Изучение фразеологии русского языка в школе", в которой автор намечает одну из важнейших задач развития речи - "расширение активного фразеологического запаса путем перевода фразеологических единиц из пассивного запаса в активный". С.Г. Гаврин выявляет следующие ошибки учащихся: неправильное понимание или непонимание значения фразеологизма; искажение фразеологизма, как следствие непонимания его значения или образного содержания; игнорирование стилистической окрашенности фразеологизма; буквальное понимание значения отдельных метафорических компонентов. Самой распространенной ошибкой он считает расширение фразеологических связей слова, фразеологически ограниченного, т.е. способного сочетаться с одним, двумя или несколькими словами. С.Г. Гаврин говорит о необходимости "воспитания у учащихся постоянного внимания и интереса к фразеологии русского языка". Это положение автора особо актуально для учителей начальной школы. Развивая эту мысль, ученый отводит большую роль изучению пословиц и поговорок, устойчивых народных сравнений и крылатых выражений, предлагает такие приемы работы с этим фразеологическим материалом, которые могут быть использованы и в начальной школе. На уроках литературного чтения и развития речи С.Г. Гаврин предлагает знакомить учащихся с этимологией некоторых устойчивых выражений и приводит пример беседы об источниках происхождения фразеологизмов. С целью показать учащимся, какую большую роль играют фразеологизмы в речи, автор считает необходимым в процессе чтения художественных текстов выявлять "основные функции фразеологических единиц: 1) функцию образного изображения, 2) функцию эмоционального воздействия, 3) функцию лаконизации речи, 4) функцию широких жизненных обобщений".

"Важной формой прочного усвоения устойчивых сочетаний является", по мнению автора, "индивидуальная фразеологическая работа", а именно ведение карманных словариков, в которые учащиеся заносят не только новые или трудные для них слова, но и "фразеологические единицы с кратким определением их значения, происхождения". Предложены в этом пособии и некоторые приемы развития у учащихся навыков употребления фразеологических единиц. Наиболее интересной является такая форма работы, как сочинение по пословице или изложение на определенную тему с заданием включить в речь предложенную группу пословиц и поговорок. На важность такого вида работы указывал еще Л.Н. Толстой, который описал проведение детского сочинения по пословице "Ложкой кормит, а стеблем глаз колет", показав, что дети проявляют самостоятельность мысли, а вся работа в целом оказывает прекрасное воспитательное влияние.

Многие из предложенных С.Г. Гавриным видов упражнений могут быть и сейчас использованы в начальной школе. Это подбор фразеологизмов с одним общим для них словом, подбор фразеологизмов-синонимов, коллективное объяснение фразеологизма в контексте, выяснение значения фразеологизма по двум-трем цитатам. Хотя пособие С.Г. Гаврина "Изучение фразеологии русского языка в школе" ориентировано на средние классы (в нем даже предложено планирование фразеологической работы по классам), основные положения методики, на наш взгляд, с незначительными изменениями могут быть использованы в изучении фразеологии в начальной школе.