Механизм разработки государственного интереса
Общий механизм определения политических целей и приоритетов в демократическом обществе представляет собой сложный процесс, характеризующийся не только формальными, но и неформальными отношениями и связями между различными государственными и общественными структурами. Помимо парламента, правительства и государственной администрации в определении целей и направлений государственной политики активное участие принимают политические партии, научные центры и институты, группы интересов, СМИ. Все это усложняет проблему нахождения социального консенсуса среди различных политических и социальных сил по данному вопросу в условиях политического плюрализма. Большое значение имеет также позиция избирателей, на которую ориентируются политические и государственные лидеры.
Если позволяют условия и имеются соответствующие ресурсы, при разработке политики стремятся предложить несколько альтернативных вариантов решения проблемы, которые затем оцениваются по заранее выбранным критериям. Важность определения альтернатив состоит в том, что при их анализе учитывается весь спектр мнений и суждений, а также создаются предпосылки для выбора оптимального пути решения проблемы. Причем альтернативный выбор может быть сделан на всех этапах развития государственной политики: от выбора целей до методов оценки результатов политики.
Критерии выбора альтернатив государственной политики могут делиться на следующие группы: экономические показатели; социальные показатели; политические показатели; технические показатели; показатели результативности.
Один из самых трудных моментов - поиск и определение альтернативных вариантов. Здесь в качестве источника могут служить:
§ опрос экспертов и целевых групп;
§ изучение и обзор литературы;
§ научные исследования и эксперименты;
§ обобщения и классификация фактов и явлений;
§ сравнительный анализ и аналогии;
§ сравнение с идеальной моделью;
§ мозговая атака и т.д.
После того как определены и разработаны альтернативные варианты решений или политики, предстоит выбрать основной вариант, что является непростой задачей. Решение о выборе определенной альтернативы зависит от
критериев, на основании которых он делается. Существует несколько методик, позволяющих выбрать окончательный вариант, как-то:
• сравнить все альтернативы по издержкам и выгодам;
• определить основной вариант на основе согласия большинства политических или социальных групп;
• выбрать путем голосования (референдума), в том числе используя технологии решения при конфликтных ситуациях;
• проранжировать цели, результаты и оценить альтернативы с точки зрения потребителей;
• выбрать решение, с которым согласно подавляющее большинство граждан.
Все чаще при разработке политики государственные органы прибегают к помощи экспертов, создавая при министерствах специальные советы или аналитические отделы. Профессия и аналитика и эксперта находятся в числе самых перспективных, и они начинают играть все большую роль при принятии решений на всех уровнях государственного управления.