Информационное обеспечение стандартизации

В законе РФ «О стандартизации» содержится ряд положений по организации информационного обеспечения стандартизации. Данные положения сводятся к тому, что официальная информация о разрабатываемых и принятых стандартах должна быть доступна заинтересованным сторонам. Национальный орган по стандартизации обладает исключительным правом опубликования государственных стандартов.

Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ РФ) ведет фонд отечественных, международных, региональных и зарубежных стандартов, имеет автоматизированные банки данных.

Правительством РФ в 2003 г. было утверждено Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Данный фонд является государственным информационным ресурсом. Основные виды документов, комплектующих данный фонд, – это:

· нормативные акты РФ относительно вопросов стандартизации и сертификации;

· государственные реестры;

· государственные стандарты и их проекты;

· стандарты отраслей и информация о стандартах научно-технических и других общественных организаций;

· общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

· нормативные документы, принятые международными, региональными, национальными организациями зарубежных стран.

Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к информационным ресурсам, исключение составляют случаи государственной, служебной или коммерческой тайны. Информация распространяется через годовые и ежемесячные информационные указатели «Национальные стандарты Российской Федерации».

С ростом объема информации и развитием информационных технологий возникла необходимость классификации и кодирования информации. В России действует Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Объектами классификации и кодирования в ЕСКК является информация о финансовой и правоохранительной деятельности, о производстве товаров и предоставлении услуг, о банковском и бухгалтерском деле, о внешнеэкономической деятельности и т. д. В зависимости от сферы применения различают следующие классификаторы: общероссийские, отраслевые, классификаторы предприятий[12]. Общероссийские классификаторы (ОК) приравниваются к национальным стандартам с обязательными требованиями.

К общероссийским классификаторам относятся, например:

– Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);

– Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);

– Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ);

– Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

– Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);

– Общероссийский классификатор стандартов (ОКС);

– Общероссийский классификатор валют (ОКВ);

– Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) и т. д.

С выдержками из ОКУН можно ознакомиться в приложении № 3.

Развитие системы ОК связано с гармонизацией данных документов с аналогичными документами региональных и международных организаций. В данном направлении необходимо осуществлять «каталогизацию продукции – процесс составления перечней производимой, экспортируемый и импортируемой продукции с её описанием»[13].

Как отмечают специалисты в области стандартизации, каталогам отводится большая роль как в зарубежных странах, так и в России, поскольку это дает возможность концентрировать в одном месте сведения о показателях качества продукции одного назначения, а также осуществлять и своего рода рекламу производимой продукции.

В России работы по каталогизации ведутся по двум направлениям. Первое – это каталогизация продукции, являющейся предметом поставки для федеральных государственных нужд, т. е. продукции для нужд обороны и безопасности страны. Второе – это каталогизация товаров народного потребления.

На базе данных таких каталогов может осуществляться обмен информацией между изготовителями и потребителями продукции.