Понятия социализации и инкультурации

Социализация личности

Процессы взаимодействия личности и общества подразделяются на структурные (развитие внешней и внутренней отнесенности) и динамические (соединение элементов “привнесенности” и “привносимости”). Если структурные процессы, определяющие взаимоположение субъектов, характеризуют развитие социальной структуры личности, то процесс социализации формирует ее в качестве полноценного субъекта деятельности.

Человек формируется как личность и субъект деятельности в ходе социализации. Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и “чужой” (влияние родителей, обучение).

В научной литературе существует, по крайней мере, еще несколько терминов, используемых для характеристики процессов освоения личностью социокультурного опыта того или иного общества. Это — “инкультурация”, “аккультурация” и “интернализация” (“интериоризация”). Первый из них указывает на “процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит”. (См.: Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994. С. 387) Второй — на процесс взаимообогащения двух и более культур, в результате которого происходит изменение (трансформация) базовой культуры. Третий термин означает перенос “внешних” форм опыта во “внутренний” план личности.

Введение этих и других понятий в научный оборот объясняется недостаточностью или неполнотой смыслового содержания исходного термина “социализация”. Последний не охватывал, например, когнитивные моменты культуры (знания, верования, ценности). Не случайно поэтому американские культурные антропологи (М.Херсковиц, К.Клахкон и др.) предпочитали употреблять вместо него термины “инкультурация”, “культурализация”. (См.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб., 1998. С. 251)