Свободомыслие и атеизм конца XIX — начала XX вв

Свободомыслие и атеизм в XIX—XX вв.

Свободомыслие и атеизм в XIX в. достигают вершины в своем развитии во­обще и обязаны исключительно Л. Фейербаху — выдаю­щемуся немецкому философу-материалисту.

В основе атеизма Фейербаха лежал его так называемый антропологический материализм, в центре которого находится абстрактная фигура человека, и разгадку религиоз­ных тайн он пытался найти в его психофизиологических свойствах, а также в окружающей человека природе.

Фейербах причины происхождения религии видел не в обмане масс жрецами, страхе и невежестве людей, а исхо­дил из того, что. религия имеет исторический характер и причины её коренятся в самой действительности.

Возникновение религии марксизм связывает с социально-экономическими усло­виями бытия людей. Марксизм относится к религии воин­ственно. Однако в основе его отношения к религии лежит не метод насилия, как это сейчас пытаются показать конъ­юнктурщики от науки, а устранение социальной неспра­ведливости и воспитание людей.

Особое место в свободомыслии занимают русские ре­волюционные демократы и материалисты В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, М.В.Гетрашевский и др., внесшие большой вклад в мировой атеистический арсенал как теоретиче­ской, так и практической областей общественной жизни. В свободомыслии революционных демократов нашли от­ражения революционные настроения крестьянства, всту­пившего в борьбу с царизмом, помещичье-феодальным строем. Революционные демократы видели непосредст­венную связь религии с любыми формами тирании и обли­чали православие и русское духовенство в своих произве­дениях.

По­следняя четверть XIX века — время открытий, приведших к перевороту во взглядах на природу: была открыта клетка, закон сохранения и превращения энергии, создана эволю­ционная теория, важные открытия были сделаны в облас­ти антропологии, физиологии, психологии.

Тем самым была сформирована принципиально новая естественнонаучная база свободомыслия, давшая возмож­ность подвергать религию всесторонней критике.

Выдающуюся роль в обосновании естественнонаучного атеизма XIX—XX вв. сыграли Ч. Дарвин, Э. Геккель, К.А. Тимирязев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев. Ч. Дарвин — основоположник науки о развитии органиче­ского мира, создатель эволюционной теории, опровергнув­ший господствующий религиоидеалистический взгляд на природу как на свидетельство божественного происхожде­ния живых существ, в том числе человека.

В противоположность церковным утверждениям о неза­висимой от тела души физиолог И.М. Сеченов показал, что психика, которую религия выдает за проявление мистиче­ской души, является свойством мозга, продуктом его деяте­льности. Доказав рефлекторный характер психики, Сеченов раскрыл её причинную обусловленность внешним миром.

Видные русские естествоиспытатели И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, К.А.Тимирязев и др., опираясь на результаты своих исследований, доказывали материаль­ное единство природы, отрицали загробную жизнь, духов и души, выступали против примирения науки и религии.