Тема 4. Разработка и совершенствование туристских программ
Любая туристская программа имеет план мероприятий, реализуемый для удовлетворения специализированных и конкретных запросов туристов. Программы должны удовлетворять двум фундаментальным требованиям: полезности и индивидуальной привлекательности.
В рамках каждой программы услуги разделяются на:
Основные;
Дополнительные;
Сопутствующие.
Основные услуги являются базой для достижения цели путешествия. Как правило, они оплачиваются потребителями в момент приобретения тура или сразу по прибытии в место временного пребывания.
Основными видами услуг, входящих в основу программы, являются:
ü Проживание (размещение);
ü Питание;
ü Транспортные услуги.
В зависимости от цели путешествия и основными и дополнительными могут быть:
§ Экскурсионное обслуживание;
§ Спортивные программы;
§ Курортные программы и др.
Из комплекса этих услуг формируется программа обслуживания туристов. При программировании необходимо учитывать три основные составляющие:
Качество;
Оптимальность;
Психологическая подготовка к их восприятию.
Качество – это соответствие предоставляемых услуг общепринятым стандартам, а также ожиданиям потребителя. Чтобы гарантировать качество, в программе должен быть гарантирован определённый уровень качества услуг, соответствующий государственным и международным стандартам и быть подверженным сертификации качества.
Оптимальность – это соответствие цели путешествия и возможности удовлетворения туристских потребностей.
Основное правило программного туризма: программный туризм это предоставление туристам нормативно-заданного объёма услуг, оптимально соответствующего типу потребителя и цели путешествия, гарантирующего содержательную деятельность в соответствии с рекреационными потребностями.
Для успешного внедрения этих принципов на практике необходимо следующее:
Специальная подготовка, переподготовка и повышение квалификации туристских кадров;
Активное развитие туристской инфраструктуры;
Государственная поддержка;
Гарантия защиты прав потребителей;
Разработка типовых программ и циклов рекреационных занятий;
Организация системы рекреации запроса таким образом, чтобы потребитель мог участвовать в конструировании программы собственного отдыха;
Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов, связанных общностью социально-психологических признаков и интересов (дифференциация потребителей);
Специализация туристских предприятий на отдельных видах программного обслуживания.
Это организационные мероприятия, составляющие основу туроперейтинга.