Функции политологии
Политические партии
Законодательная власть (парламент)
Органы государственной власти
Государство как основной политический институт
Парламент – высший законодательный орган государства. Имеет ряд названий: Кнессет (Израиль), Национальное собрание (РБ), Федеральное собрание (РФ), законодательное собрание (Великобритания), Конгресс (США), Бундестаг (Германия).
Парламент бывает однопалатный (Израиль, Германия, Швеция) и двухпалатный (РБ, РФ, Великобритания, США, Франция). Парламент возглавляет председатель (спикер), который избирается из состава парламента. В двухпалатном парламенте спикера два (каждый возглавляет свою палату).
Политология как научная дисциплина устанавливает принципы и способы полит. сферы общ-ва. Как научная дисциплина она выполняет при этом ряд функций:
- гносеологическая – теоретико-познавательная функция. Чаще всего она разделяется на две конкретные подфункции методологического характера:
а) описательную
б) объяснительную (эвристическую)
Суть описательной функции – изучение отдельных и уникальных полит. событий и описание их общих полит. событий национального и международного хар-ра. Это позволяет показать реальный ход вещей в полит. мире, описать варианты, модели полит. реальности в зависимости от изменения полит. ситуации. Объяснительная функция – это поиск ответов на то, каковы именно причины возникновения конкретных полит. явлений и их свойства. Данная функция помогает понять сущность все более разнообразных полит. процессов и найти оптимальные полит. решения.
- инструментальная – предполагает непосредственное исследование возможных вариантов политических решений для достижения желательного результата и необходимых типов полит. поведения.
- прогностическая – ее суть в том, чтобы научно предсказать будущее развитие полит. событий и предвидеть их возможные последствия. Существенную роль здесь играет политический мониторинг, т.е. отслеживание и ранние предупреждения нежелательных полит. событий.
- нередко выделяют функцию полит. социализации или воспитательно-просветительскую. Ее суть в ознакомлении широких масс с основами полит. знаниями, формировании полит. культуры.
Всякая наука, в том числе и политология, имеет свою методологическую основу и свои методы исследования. Методология – это определенный способ видения и организации исследования. Методология включает систему аналитических методов и приемов, проверок и оценок из концептуального и идейного арсеналов. В совокупности, все они составляют общий подход к решению полит. проблем на научной основе. С методологией тесно связаны конкретные методы, процедуры, процессы, технические приемы, средства исследования и анализа, а также проверки и оценки данных. Как и всякая наука, политология использует свои методы исследования и изучения полит. явлений и процессов. Их называют иногда подходами. Их делят на:
- общие или общенаучные методы и исследовательские подходы.
- организационные и процедурные.
- эмпирические, опытнические методы.
С момента возникновения в западной политологии господствовала позитивистская методология. Она объявила политологию наукой свободной от ценностей, теорий и идеологии. На вооружение были взяты заимствованные из естественных и точных наук модели и методы эмпирического исследования (математические, количественные, статистические). Важной вехой в отверждении позитивистской методологии стала бихивеерийская революция в соц. науках Запада, особенно в США после второй мировой войны. Последователи бихиевиризма принадлежали к Чикагской школе. Чарльз Мерриам, Гарольд Лассуэл ориентировались на анализ полит. явлений и всей полит. жизни средствами наблюдения за поведением индивидов и групп. С помощью полученных данных учитывался психологический аспект политики – индивидуальная человеческая воля, страсти (жажда власти), стремление к применению силы. Главным в таких исследованиях стали опора на количественные данные, полученные в ходе выборочных исследований, их строгая систематизация и математическая обработка. Методами сбора эмпирических данных считались опросы общественного мнения, тесты, подробные интервью. Любые морально-ценностные и идеологические оценки из исследований исключались, т.к. они якобы были связаны с полит. властью и нарушали независимость, чистоту научных исследований. В тоже время, политология как наука призвана исследовать мир политического во всей его полноте и тотальности. Важным поэтому является разграничение факта и ценностей, средства и цели, части и целого… А это значит, должен учитываться системный, структурный и функциональный аспекты всего политического. Вот почему арсенал исследовательских методов стал включать системный анализ сферы политики, как целостного образования. В таком анализе особое значение приобрел сруктурно-функциональный анализ. Была разработана целая теория структурно-функционального анализа. Она стала одним из важных методологических подходов в изучении мира политического. И все же приверженцы системного структурно-функционального анализа не смогли выполнить задачу разработки какой-либо общей политологической теории. Увеличение объема исследуемых данных требовало перехода от получения эмпирических результатов к теоретическим обобщениям. Вот почему так возрос интерес к сравнительному политологическому методу, анализу. Именно сравнение в политологии позволило перейти от описаний типа «что, где, когда» к ответу на более фундаментальные вопросы, к объяснению. Это сделало сравнительный анализ центральным во всей политологии, ее основой, как часть общей политологии определилась самостоятельная дисциплина сравнительная политология.