Политическая элита

Политические отношения какого-либо общества, за исключением первобытного, являют собой пирамиду, на разных уровнях которой размещены определенные общественные группы (политические субъекты). Высота политической пирамиды изменялась в зависимости от исторической эпохи и страны (от плавной и плоской на ранних ступенях цивилизации до высокой и крутой в кастовых системах, в феодальных обществах). Но неизменным оставалось состояние, при котором группа, которая находилась на вершине пирамиды, концентрировала в своих руках властные функции, осуществляла политический контроль над обществом в целом. Чаще всего эти группы называются правящими элитами, иногда господствующими слоями, правящими кругами, политическими элитами. В западной политологии давней традицией является использование категории «правящая элита».

Итак, политическая элита – определенная группа, слой общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития.

*Шопенгауэр отмечал: «На свете существует три типа аристократии: 1) аристократия рождения и ранга; 2) денежная аристократия; 3) аристократия ума и таланта. Последняя, собственно, самая знатная и именитая и признается такою, если только дать ей время. Еще Фридрих Великий сказал: «Одаренные люди наравне с монархами», - когда его гофмаршалу показалось неловким, что министрам и генералам отведено место за маршальским столом, а Вольтеру за столом царственных особ.

Термин «элита» происходит от французского elite – лучшее, отборное, избранное. Начиная с XVII в. он употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для наименования «избранных» людей, прежде всего высшей знати. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823г., этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе иерархизированного общества. Понятие стали использовать в генетике, семеноводстве для обозначения лучших сортов. Однако термин «элита» не применялся широко в общественных науках до начала XX в. (т.е. до появления работ В.Парето), а в США – даже до 30-х гг. нашего столетия. В политической науке французский термин «элита» получил свое распространение благодаря трудам Сореля и Парето в начале XX в., хотя идеи политического элитизма возникли вне Франции в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше и др.

Так, китайский философ Конфуций (551 – 479 до н.э.) обосновывал деление общества на «благородных мужей» (правящая элита) и «низких людей» (простолюдинов) тем, что они следуют разным моральным заповедям. Первые следуют долгу и закону, вторые думают, как бы получше устроиться и получить выгоду. Первые требовательны к себе, вторые – к людям. Соблюдение моральных норм дает право на управление. Образ правящей элиты Конфуций раскрывал через социальные качества ее представителей: «благородный муж в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желаниях не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток ».

Иное основание деления общества на правящее меньшинство и подчиняющееся ему большинство находим у Платона. Политическое неравенство он связывал с качеством души, присущим тем или иным группам населения. Разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, должно соответствовать сословие правителей – философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой состоит в мужестве, - сословие воинов. Низменной, вожделеющей части души, погрязшей в наслаждениях и утехах, соответствует сословие земледельцев и ремесленников. Мудрым (т.е. философам) должна повиноваться худшая часть государства. Более того, Платон разрабатывал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных кандидатов.

Однако характеристика политической элиты у Конфуция и Платона больше исходила из ее желаемого образа, чем из реального анализа политической практики. К тому же их представления о роли политической элиты были фрагментарны.

Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX – начале XX вв. Они связаны с именами Г.Моски, В.Паретои Р. Михельса.

Выдающийся итальянский социолог и политолог Г.Моска попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В 1896 г. в «Основах политической науки» он писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым … и поставляет ему… материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма». «Власть (мощь) любого меньшинства непреодолима для любого индивида в составе большинства, который стоит в одиночестве перед тотальностью организованного меньшинства».

Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющие элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи передовые, более высокие по отношению к остальной части населения качества.

Отмечая сплоченность группы управляющих и ее господствующее положение в обществе, Моска называл ее политическим классом. Этот класс подвержен постепенным изменениям. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции приводит к «закрытию» класса, к его вырождению и, как следствие, к общественному застою. Это влечет за собой активизацию борьбы новых социальных сил за занятие господствующих позиций в обществе.

Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление.

Теория политического класса нашла свое подтверждение в тоталитарных государствах.