Образование в общекультурном контексте

Вопросы по материалам лекции

Литература

План

Лекция 3

Тема: "Образование как объект педагогической психологии"

 

  1. Образование в общекультурном контексте.
  2. Образование как система.
  3. Учебно-воспитательный процесс.
  4. Педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности.
  5. Основные тенденции современного образования
  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.
  2. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986.
  3. Психолого-педагогический словарь / Сост. Межериков, под ред. П.И. Пидкасистого. - Ростов н/Д.: Феникс.
  4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.
  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998.
  7. Якунин В.А. Педагогическая психология. - М., 1998.
  1. Как соотносятся внешние и внутренние факторы в процессе образования человека?
  2. Как три измерения характеризуют образование как систему?
  3. Какие пять структурных элементов входят в педагогическую систему?
  4. В чем заключается сущность образования как процесса?
  5. Назовите основные педагогические принципы.
  6. Назовите основные тенденции развития образования в современном мире.

Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время - это переход от индустриального общества к постиндустриальному или информационному. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Связь образования и культуры является наиболее тесной.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. Обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то его воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому важными факторами развития человека являются также самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание, образование, обучение - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. В результате взаимодействия внешних и внутренних факторов происходит развитие человека, формируется личность.

Как отмечает И.А. Зимняя, образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, т.е. построением образа "Я" по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах:

- как образовательная система;

- как образовательный процесс;

- как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат этого процесса, когда имеют в виду современное образование молодежи или образование конкретного человека, его образованность.