Образование в общекультурном контексте
Вопросы по материалам лекции
Литература
План
Лекция 3
Тема: "Образование как объект педагогической психологии"
- Образование в общекультурном контексте.
- Образование как система.
- Учебно-воспитательный процесс.
- Педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности.
- Основные тенденции современного образования
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986.
- Психолого-педагогический словарь / Сост. Межериков, под ред. П.И. Пидкасистого. - Ростов н/Д.: Феникс.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. - М., 1998.
- Как соотносятся внешние и внутренние факторы в процессе образования человека?
- Как три измерения характеризуют образование как систему?
- Какие пять структурных элементов входят в педагогическую систему?
- В чем заключается сущность образования как процесса?
- Назовите основные педагогические принципы.
- Назовите основные тенденции развития образования в современном мире.
Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время - это переход от индустриального общества к постиндустриальному или информационному. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Связь образования и культуры является наиболее тесной.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. Обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то его воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому важными факторами развития человека являются также самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание, образование, обучение - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. В результате взаимодействия внешних и внутренних факторов происходит развитие человека, формируется личность.
Как отмечает И.А. Зимняя, образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, т.е. построением образа "Я" по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах:
- как образовательная система;
- как образовательный процесс;
- как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат этого процесса, когда имеют в виду современное образование молодежи или образование конкретного человека, его образованность.