Природа групп и групповой динамики

Групповая динамика в организации

 

 

Группу принято считать важной единицей социологического анализа при изучении организационного поведения. Изучение групп особенно ценно при анализе движущих сил. Групповая динамика изучает взаимосвязи и силы, действующие между членами группы в рамках социальной ситуации. При изучении организационного поведения исходя из этого представления, акцент делается на динамике членов формальных и не­формальных рабочих групп, а теперь и команд в организации.

Термин “группа” можно трактовать по-разному, в зависимости от точки зрения. Одно из наиболее глубоких определений утверждает, что если в организации существует группы, то ее члены:

1) имеют мотивацию для присоединения к группе;

2) воспринимают группу как единый союз взаимодействия;

3) в разной степени участвуют в групповых процессах (т.е. одни люди отдают группе больше времени и энергии, чем другие);

4) достигают соглашений и выявляют разногласия, осуществляя различные формы взаимодействия.

Как не существует единого определения для понятия “группа”, так нет и общего со­гласия относительно того, что означает термин “групповая динамика”. После того как в 1930-е гг. Курт Левин способствовал популяризации этого понятия, за прошедшие десятилетия к нему добавилось немало коннотаций. С одной нормативной точки зрения групповая динамика описывает, как должна быть организована группа и как ею управлять. Упор делается на демократическое лидерство, участие членов, все­объемлющее сотрудничество. Представители другой точки зрения на групповую дина­мику считают, что она состоит из набора техник, или методик. Здесь под групповой ди­намикой понимают ролевой тренинг, “мозговой штурм”, группы встреч, группы без ли­дера, групповую терапию, тренинги восприимчивости, построение команд, транзактный анализ, “окно Джохари”. Третья точка зрения ближе всего к исходной концепции Левина. Групповая динамика рассматривается с точки зрения внутренней природы групп. Для данной концепции важны формирование групп, структу­ра, происходящие в них процессы, функционирование и влияние на отдельных членов, а также на другие группы и организацию в целом.

Теории формирования групп.

1. Основная теория, объясняющая это стремление, – теория близости (propinquity). Она утверждает, что индивиды стремятся быть связанными друг с другом по причине пространственной или географической близости. Эта теория предполагает, что студенты, сидящие в клас­се рядом, скорее образуют группу, чем сидящие в разных концах. В организации служа­щие, которые работают в одном подразделении завода или офиса, или менеджеры, чьи кабинеты расположены по соседству, с большей вероятностью объединятся в группу, чем в том случае, если бы их рабочие места были удалены друг от друга. Некоторые экспериментальные исследования подтверждают теорию близости, и на первый взгляд ее достоинства для объяснения причины формирования групп несомненны. Однако ее недостаток состоит в отсутствии аналитичности и в том, что она даже не пытается объ­яснить некоторые сложные аспекты формирования групп. Некоторые теоретические и практические выкладки нуждаются в дальнейшем изучении.

2. Более полная теория образования групп, чем теория простой близости, основана на таких понятиях, как деятельность, взаимодействие и чувства. Эти три элемента напрямую связаны друг с другом. Чем больше совместных дел у людей, тем многочисленнее будут их взаимодействия и тем сильнее будут их чув­ства (симпатия или антипатия к другим); чем больше взаимодействий между людьми, тем больше будет у них совместных дел и разделяемых чувств; чем больше чувств испы­тывают люди по отношению друг к другу, тем обширнее будет и их совместная деятельность по поводу взаимодействия. Основным элементом здесь является взаимодействие (interaction). Люди в группе взаимодействуют не только из-за ощущения пространственной близос­ти, но также и для достижения групповых целей, таких, как сотрудничество и разреше­ниепроблем.

3. Существует много других теорий, которые пытаются объяснить формирование групп. Большинство из них объясняет данный процесс лишь частично, однако в целом они дополняют друг друга. Одной из наиболее полных теорий образования групп является теория равновесия (balance theory). Эта теория утверждает, что люди привлекают друг друга вследствие схожего отношения к общезначимым для них целям и задачам. Когда эти отношения установлены, их участники стремятся поддержать баланс между взаимным тяготением и общими ценностями. Если баланс нарушается, то предприни­маются попытки его восстановить. Если же баланс не может быть восстановлен, то вза­имоотношения прекращаются. В теории равновесия важную роль играют как прост­ранственная близость, так и взаимодействие.

4. Еще одним теоретическим подходом к образованию групп, заслуживающим при­стального внимания, является теория обмена. Схожая по своему подходу с теорией тру­довой мотивации, групповая теория обмена рассматривает послед­ствия взаимодействия в виде вознаграждения и затрат. Чтобы возникло взаимодейст­вие или стремление установить связь, в перспективе должен иметь место хотя бы мини­мальный положительный результат (вознаграждение должно превышать затраты). Воз­награждение в результате взаимодействия удовлетворяет потребности индивида, в то время как затраты вызывают у него тревогу, фрустрацию, смущение или утомление.