Эволюционный подход

В начале 80-х годов получило развитие еще одно направление в теории фирмы – эволюционный подход. В эволюционной те­ории фирма рассматривается как один из объектов в среде подобных объек­тов, которую можно уподобить биологической популяции. Поведение пред­приятия в первую очередь определяется взаимоотношениями между членами этой популяции, во вторую – некоторыми внутренними характеристика­ми объекта, к числу которых в данной теории относят, в первую очередь, ус­тоявшиеся правила принятия решений в ответ на те или иные внутренние или внешние воздействия. Считается, что за время функционирования пред­приятия в непрерывном взаимодействии с “популяцией” на каждом предпри­ятии складываются определенные традиции и процедуры принятия реше­ний, алгоритмы реагирования на изменение внешней и внутренней среды. Эти правила (“рутины”) и определяют, согласно данной концепции, в конеч­ном счете лицо фирмы, отличие одного предприятия от другого в конкурент­ной борьбе. По мнению “эволюционистов” именно сложившиеся правила, а не слепое стремление к максимизации прибыли во всех ситуациях и при всех условиях определяют характер принимаемых решений. Эти правила не явля­ются раз и навсегда установленными, они эволюционируют в соответствии с изменением деловой среды предприятия и несут на себе отпечаток как лич­ностей руководителей фирмы, так и характера взаимоотношений с партнера­ми из других предприятий. “Поведение” фирмы – обусловленные “рутина­ми” непосредственная и эволюционная реакции фирмы на воздействия со стороны деловой, административной и технологической среды.

Таким образом, эволюционная модель предприятия в отличие от нео­классической признает, что у предприятий нет единого критерия оптималь­ности принимаемых решений. Этот критерий (который в принципе допуска­ет апостериорную реконструкцию на каждый момент времени путем анали­за принимаемых в той или иной ситуации решений) носит строго индивиду­альный характер, отражая не только индивидуальные предпочтения, но и исторический опыт деятельности фирмы, ее успехов и неудач. Понятно, что речь идет не о постоянном, как в неоклассической теории, а о динамическом критерии, меняющемся от периода к периоду.

Характерным для эволюционной концепции является системное пред­ставление о предприятии как о двойственном объекте: с одной стороны, яв­ляющемся членом делового сообщества (“популяции”) и испытывающем на себе в полной мере все последствия эволюции этого сообщества, с другой – обладающем собственными традициями в определении направлений дея­тельности, объемов и пропорций привлекаемых факторов. Вопросы образо­вания и (в значительной мере) ликвидации предприятия не укладываются полностью в рамки эволюционной модели. Говорить о ее соединении с нео­классической теорией фирмы пока нет оснований.