Миссия организации
Организационные элементы
Организация не может успешно существовать в конкурентной деловой среде, если она не имеет определенных ориентиров, указывающих на то, к чему она стремится и чего хочет добиться. Такие ориентиры задаются с помощью миссии.
Миссия – это предназначение организации, основная цель ее существования. Как показывает практика, организация, где есть ясное представление о цели ее существования, имеет больше шансов на успех, чем та, где его нет.
Миссия придает организации определенность и индивидуальность. Она является основой для выработки целей и стратегии организации, определяет ее структуру, оказывает влияние на формирование культуры, так как сотрудники организации должны разделять основную цель, осознавать и вносить свой вклад в ее достижение, а также разделять ценности и принципы, которые часто отражаются в миссии. Она предъявляет требования к сотрудникам, позволяет отбирать определенный тип работников, необходимых для организации.
Как сформулировать миссию? Типичная ошибка менеджеров состоит в том, что в качестве миссии организации формулируется получение прибыли. Между тем прибыль представляет собой ее внутреннюю проблему. А миссия должна учитывать прежде всего потребности клиентов, которые может удовлетворить организация. Чтобы правильно выбрать миссию организации, в ее формулировке можно отразить:
• запросы, которые она призвана удовлетворять (потребителей, сотрудников, собственников и общества);
• главную цель, к которой она стремится (например, быть лидером);
• продукт, который производит (услуги, работы);
• технологии, которые она использует;
• рынки, на которых работает;
• ценности, которые проповедует;
• принципы ее деятельности.
Миссия организации, особенно крупной, может быть сформулирована очень широко, быть диверсифицированной. На уровне подразделения или малой организации миссия формулируется более конкретно, четко и, как правило, отражает определенную сферу деятельности и производимый продукт (услуги).
Миссия может быть сформулирована в виде девиза или лозунга:
•лозунг компании “МакДоналдс”, в котором отражена ее миссия: “Чистота, качество, сервис, быстрота”;
•лозунг немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn: “Ежечасно, пунктуально, по всем направлениям”.
После того как руководство определило миссию, оно должно официально сформулировать смысл существования своей организации и сообщить об этом сотрудникам в доступной и понятной форме. Миссия может отражаться в таких документах, как бизнес-план, годовой отчет и т.п.