С – издержки
PY – объем производства
4. Теория игр – метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.
5. Теория очередей – определение оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них.
6. Схема дерева решений.
Для анализа ситуации применяется тот же системный анализ, метод сценариев, функционально-стоимостный анализ и т.д.
Метод сценариев – эффективный способ прогнозирования, объединяющий качественный и количественный подходы. Сценарий – модель будущего, где описывается возможный ход событий с указанием вероятности их реализации.
Для генерирования идей применяется мозговая атака, метод синектики, деловая игра, метод 6-3-5.
Мозговая атака – процесс генерирования идей с рассмотрением всех альтернатив с практической точки зрения.
Синектика – мозговой штурм, в котором участвуют специалисты-профессионалы.
Принятие решений
Решение – акт деятельности менеджера или управляющей подсистемы, ведущий к разрешению проблем и тем самым определяющий нормальное функционирование или развитие системы.
t
Проблема – сложная теоретическая или практическая задача, для решения которой не существует простых общепринятых способов.
Этапы и процедуры процесса принятия решений
Этапы | Процедуры |
1. Постановка проблемы |
|
2. Разработка вариантов решений |
|
3. Выбор решения |
|
4. Организация выполнения решения и его оценка |
|
Классификация решений, принимаемых организациями
Критерии | Классы решений |
Степень структурированности | Слабо структурированные (не запрограммированные) Высоко структурированные (запрограммированные) |
Содержание | Экономические, социальные, организационные, технические и т.д. |
Количество целей | Одноцелевые, многоцелевые |
Длительность действия | Стратегические (долгосрочные), тактические (среднесрочные), оперативные (краткосрочные) |
Лицо, принимающее решение | Индивидуальные, групповые |
Уровень принятия решения | Организация, структурное подразделение, функциональная служба, отдельный работник |
Глубина воздействия | Одноуровневые, многоуровневые |
Направление решения | Внутрь организации, как системы, за ее пределы, одновременно |
Планирование
Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый специальными приемами и методами, а также – это соответствующая организация работ.
Планирование – это стадия процесса управления, в ходе которой осуществляется определение целей деятельности, необходимых средств и наиболее эффективных методов для их достижения.
Основные принципы планирования:
- единство экономических, социальных и научно-технических задач развития организации;
- доминирование стратегических (долгосрочных) аспектов;
- комплексность;
- ресурсная сбалансированность;
- гибкость и эластичность;
- непрерывность.
План – основа деятельности организации, содержит указания: кому, какую задачу и в какое время решать, какие для этого необходимы ресурсы.
Стратегическое планирование – это процесс формирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной организации в будущем.
Стратегия:
- набор тезисов, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений;
- общий комплексный план, предназначенный для обеспечения миссии и достижения хозяйственных целей организации.