Плутарх о реформах Солона

(Плутарх. Сравнительные жизнеописания. т. I. М., 1961.)

Поскольку неравенство между бедными и богатыми до­шло тогда, так сказать, до высшей точки, государство нахо­дилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой на­род был в долгу у богатых; одни обрабатывали землю, платя богатым шестую часть урожая,... другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право об­ратить в рабство, при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев. Но огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека и освободить долж­ников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и со­вершенно изменить государственный строй.

Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, - пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам. Впрочем, Фаний Лесбосский рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли, а людям богатым — обеспечение долговых обязательств.

...Его выбрали архонтом, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с удовольствием: богатые - как человека зажиточного, а бедные — как честного...

Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены и на будущее время запрещалось давать деньги в долг «под залог тела»...

Солон не угодил ни той, ни другой стороне. Богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных - еще больше — тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись...

...Желая оставить все высшие должности за богатыми как было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении которых простой народ раньше не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в совокупности пятьсот мер продуктов, как сухих так и жидких, он поставил первыми и назвал их «пентакосио медимнами», вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер; этих называли «принадлежащими к всадникам»; «зевгитами» были названы люди третьего ценза, у которых было двести мер тех и других продуктов, вместе взятых. Все остальные назывались «фетами»; им он не позволил исполнять никакой должности; они участ вовали в управлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть судьями. Последнее казалось вначале ничего не значащим правом, но впоследствии стало в высшей степени важным, потому что большая часть важных дел попадала к судьям. Далее, на приговоры по тем делам решение которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил также апеллировать в суд.

Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов; он и сам был членом его как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения пи одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения. А «верхнему сове­ту» он предоставил надзор за всем и охрану законов...