Лекция 3.3

2.

1.

Выше подчеркивалось, что субъектом земельных отношений в общем и ГЗК в частности у нас являются владельцы, пользователи и арендаторы частной формы земельной собственности (отдельные граждане и юридические лица), распорядители земель коммунальной формы собственности (органы местного самоуправления, советы сельских, поселковых и городских громад) и распорядители государственной формы собственности (органы государственной собственности и советы Киева, Севастополя, районов, областей, автономии Крыма и всей Украины).

И так как системная деятельность предусматривает превращение субъектом объекта разными средствами и способами в требуемый конечный продукт, на следующем этапе изучения системы земельного права будет рассмотрение объекта процесса как будущего требуемого конечного продукта.

Объектом земельно-правовых отношений являются все земли в пределах Украины, все земельные участки с правами на них (в т.ч. и на паи). Правовой режим земель Украины, находящихся за границей, определяется законодательством соответствующей страны.

Основной земельно-кадастровой единицей земель любой категории является земельный участок.

Земельный участок – это часть земной поверхности с установленными границами (межами), определенным местом расположения и определенным правами.

Обеспечить полноту ведомостей обо всех земельных участках призван ГЗК. В процессе его осуществления устанавливается процедура установления факта возникновения, или прекращения права владения и права пользования земельными участками, собираются и систематизируются ведомости о месте расположения каждого земельного участка, количественной и качественной их характеристик, распределении среди владельцев земли и землепользователей.

Отдельные составные части ГЗК (учет количества и качества земель, бонитировка почв, экономическая оценка земель проводятся на площадях, значительно больших площади отдельного земельного участка, однако такая земельно-кадастровая информация всего лишь обобщает, интегрирует информацию об отдельных земельных участках.

Таким образом, систематизация и анализ ведомостей о земельных участках в системе ведения ГЗК проводится на базовом уровне.

Неотъемлемым атрибутом земельного участка, отделяющим его от других частей земной поверхности, является его межа. Межа – это условная линия, которая отделяет территорию земельного участка от другой части земной поверхности. Межа может проходить в створе специально установленных межевых знаков, или через природные линии предметов местности.

Нынче информация о земельных ресурсах приобретает все больший вес и становится чрезвычайно актуальной, потому что в ней заинтересованы не только государственные органы и хозяйственные структуры, но и практически все граждане и юридические лица, являющиеся участниками земельных отношений. Поэтому центральным (базовым) объектом, исходным источником такой информации является отдельный земельный участок. Он рассматривается не только как материальный объект, т.е. объект использования, но в первую очередь как объект права (земельного права).

Установление меж земельного участка не обеспечивается проведением комплекса полевых и камеральных работ кадастровых съемок, в процессе которых измеряются линейные и угловые размеры меж, проводится их согласование со смежными владельцами земли и землепользователями, вычисление координат межевых точек, составление проекта внешних меж земельного участка и перенесение их в натуру. Межи четко фиксируются как на местности, так и в соответствующих документах.

После установления меж земельного участка возникает другой неотъемлемый признак – его местоположение. Система координат установленных меж обеспечивает пространственную определенность земельного участка и позволяет распознавать его среди других. С этой целью применяют уникальные кодовые обозначения земельных участков – систему кадастровых номеров, несущую в себе дополнительную информацию относительно географического местоположения земельного участка в пределах административно-территориального устройства Украины.

За установления меж земельного участка и выдачей правоустанавливающегого документа начинается его практическое использование, и земельный участок, попадая в правовое поле, получает определенный правовой статус. Каждый земельный участок является объектом права собственности на землю (права владеть, пользоваться и распоряжаться им).

Как раз о правовом статусе земельного участка и пойдет речь дальше.

 

Земельные участки, как отмечено выше, могут находиться в частной, коммунальной и государственной собственности. Право частной собственности могут получить граждане и юридические лица, право коммунальной собственности – территориальные громады, или органы местного самоуправления, право государственной собственности – государство в лице органов государственной власти.

Конституция Украины гарантирует право на землю всем субъектам этих форм собственности, а также подтверждает необходимые ограничения на ее использование (установление запретов, условий соблюдения требований, предусмотренных законодательством, или договором, а также сервитутов), что создает новую конституционную основу для дальнейшего регулирования земельных отношений.

Законодательство предусматривает также возможность нахождения земельного участка в общей частной (долевой) и общей совместной собственности. В первом случае на участок имеют право два и больше лиц (физических или юридических) с определением доли каждого, а во втором – два и больше физических лица без установления доли каждого.

Право собственности приобретается путем купли-продажи, мены, дарения, наследства и т.д.

Приобретение права собственности на земельные участки гражданами и юридическими лицами имеет свои особенности, состоящие в том, что преимущественным их обоснованием является передача земельных участков в процессе их разгосударствления и приватизации.

Процедура приобретения права собственности на земельный участок зависит от формы собственности, в которой она находится, от основания приобретения такого права и от того, кто его приобретает.

Земельные участки государственной и коммунальной собственности передаются государственным и коммунальным предприятиям в постоянное пользование, т.е. в пользование без установленного срока. Землепользователи осуществляют право владения и пользования земельным участком.

Право владения и право постоянного пользования земельным участком возникает после получения его владельцем, или пользователем, документа, который заверяет это право, и его государственной регистрации.

Право владения и постоянного пользования земельным участком удостоверяется (заверяется) государственными актами утвержденного образца.

Право собственности на земельный участок может быть ограничено. Ограничения (отягощения), упомянутые выше, регистрируются в Государственном реестре земель.

Земельные участки всех форм собственности могут передаваться их владельцами, или уполномоченными ими лицами в основанное на договоре срочное платное владение и пользование для выполнения предпринимательской и иной деятельности, именуемое арендой.

Обретение права владения, права пользования (аренды) земельным участком имеет исключительно целевой характер., от которого зависит его правовой режим, включающий в себя совокупность правил его использования. Земельное законодательство предусматривает и другие основания для предоставления и прекращения права владения и пользования на земельный участок.

Правовой режим, включающий в себя совокупность правил использования участка, зависит от его целевого назначения.

Так как использование земли в Украине является платным, каждый земельный участок в конечном итоге становится объектом платы в виде земельного налога, или арендной платы.

Совокупность перечисленных правил и ограничений как раз и составляет правовой режим земельного участка.

Отводя земельному участку главное, центральное место, ГЗК основной своей задачей ставит обеспечение полных сведений о них.

 

1. Земельное угодье как элемент государственного земельного кадастра

2. Современное использование земель в Украине