СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО

 

Вильфредо Парето считал, социология должна стать такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, в социологических исследованиях следует пользоваться только эмпирически обоснованными суждениями, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям.

 

По его мнению, большинство человеческих действий, из которых складывается история – это не логические действия.

Индивид поступает определенным образом потому, что обладает психическими установками и испытывает определённые чувства. Эти установки, чувства маскируются с помощью псевдо аргументов, которые составляют содержание всех без исключения общественных и политических теорий.

 

Все общества делится на 2 неравные группы:

ü Элита

ü Неэлита.

В элиту попадают люди, обладающие «остатками» т. е. разными инстинктами, чувствами, но главное, способные к манипулированию массами при помощи хитрости, обмана, насилия.

Характерные черты элиты:

1. Высокая степень самообладания.

2. Умение улавливать и использовать в своих целях слабые стороны других людей.

3. Способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции.

4. Способность, если надо применять силу.

Существуетдва типа элит: «ЛИСЫ»(подкуп, убеждение, обман, одурачивание масс),

«ЛЬВЫ»(сил, упорство, подозрительность, авторитарность).

Стабилизация и последующая деградация элит, их “кругооборот” являются движущей силой общественного развития и лежат в основе всех исторических событий. Чередование элит – закон существования общества. Смысл революции, согласно Парето,заключаетсяв обновлении персонального состава правящей элиты - верхушки общества.

Особенности русской социологии уходят корнями в русскую культуру, а с другой стороны, - социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры.

Идеи О.Конта были известны в Росси уже в 40-50 годы, но широкая популяризация позитивизма в нашей стране началась с выходом в 1859году книги Петра Лавровича Лаврова, которая имела позитивисткое направление. В журналах начали печататься статьи Конта и о Конте.

Максим Максимович Ковалевский -его взгляды складывались под непосредственным влиянием позитивизма (Конта, Спенсера). Социологию он связал с историей т. к. они обе изучают общество, у них один метод исследования – историко-сравнительный. Ковалевский считал, что социология является «синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками». Другие науки изучают общество с какой-то одной стороны, дают эмпирические обобщения, а социология способна отвлекаться от случайных событий, благодаря этому можно увидеть тенденции развития.

 

По Ковалевскому, на общественное развитие влияют разные факторы (у Маркса – экономические, у Вебера – культурные), но, несмотря на множественность факторов развития, каждая сфера общества имеет свой фактор. Например, главный двигатель экономики – это биосоциальный фактор, т. е. рост народонаселения. Главный фактор развития политики – экономика.

 

Основное в теории Ковалевского понятие – «СОЛИДАРНОСТЬ».Под социальным прогрессом он понимал расширение сферы солидарности между группами, классами, народами, считая рост солидарности основным, универсальным социальным законом. Основную задачу социологии он видел в выявлении сущности солидарности, в описании и объяснении ее многообразных форм и видов.

В 1900 году Ковалевский М.М. открывает в Париже «Русскую высшую школу общественных наук», в которой занимались русские эмигранты. Школа просуществовала 7 лет.

В 1919 году Ковалевский М.М. издает книгу «Социология», в ней он подводит итог своей преподавательской деятельности, в книге много фактического материала, социальных обобщений, описаний исторических фактов.

Николай Яковлевич Данилевский считал, что нельзя делить историю на древнюю, среднюю, новую, т. к. каждый народ или группа близких народов проживают свою историю (как любое растение, или животное).

Данилевский все народы делил на 3 группы:

1. Культуроно-исторические типы или цивилизацииэто Египетская, Ассиро-вавилонская, Китайская, Индийская, Персидская, Иранская, Еврейская, Греческая, Римская, Арабская, Германо-Романская, Европейская, Славянская - именно эти народы были двигателем истории всего человечества.

2. Этнографический материал -это все остальные народы, у них отсутствует творческое начало, они представляют лишь «этнографический материал» для цивилизаций. Это народы, которые не сыграли ни положительной, ни отрицательной роли в истории человечества.
3. Бичи Божие
Гунны, Монголы, Тюрки – это негативные деятели истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению цивилизаций.

 

Цивилизации проявляют свою творческую сущность лишь в избранных областях. У каждой из них есть своя, характерная только для этой цивилизации сфера или тема: для греческой цивилизации – красота, для семитской – религия, для римской – закон и администрация, для китайской – практика и польза, для индийской – воображение, фантазия и мистицизм, для германо-романской – наука и технология.

Каждый народ проходит в своем развитии 3 этапа:

1. Этнографический периодформируется психологический облик народа.

2. Государственный –утверждается политическая и культурная автономность, язык.

3. Период цивилизации - пора расцвета, в котором народ становится культурно-историческим типом, полностью раскрывается его творческий потенциал. Этот период очень короткий, он истощает запас творческих сил и больше не возвращается.

Европа уже достигла своего наивысшего развития и уже близок ее закат, на смену ей придет славянская цивилизация. Россия представляет собой особый славянский культурно-исторический тип. Основу своеобразия России Данилевский видел в монархии, общине и православии. Историческая миссия России - в объединении славянских народов в федерацию или иной политический союз.

 

Николай Константинович Михайловский – (основатель субъективной социологии в России) занимался вопросами «психологии толпы». Разрабатывал понятия Герой и Великая Личность.

Герой –это человек, увлекающий своим примером массу на «хорошее и дурное, благороднейшее и подлейшее, разумное и бессмысленное дело». В широком смысле – это «зачинатель», это тот, кто способен сделать первый шаг, шаг, который ждет от него масса, толпа и повести ее за собой.

Великие люди –внесли что-либо ценное в мировую сокровищницу, они появляются в переломные моменты истории и выражают потребности преобразований.

Народ до тех пор будет оставаться массой, легко поддающейся влиянию героев, пока каждый не станет развитой личностью.

 

Михайловский считал, что личность и общество дополняют друг друга: всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного – вред личности. Он отрицал возможность «высшей гармонии» в обществе-организме, если при этом человек превращается в средство для процветания этого организма.

Он считал, что критерием прогресса является развитие личности, а источником этого развития может стать преодоление отчуждения личности от общества, отход ее от роли простого придатка, винтика. В обществе прогресс может быть, только если личность свободна и социальная среда приспособлена к личности. Главное в социальной среде – кооперация и разделение труда.

Михайловский выделяет два типакооперации:

А) простая– когда все выполняют одинаковые функции, сохраняя при этом свою разнородность;

Б) сложная– это экономическое разделение труда, при этом члены кооперации утрачивают свою индивидуальность, выполняют либо умственную либо физическую работу. В этом типе кооперации идет закрепление социальных групп за определенными видами работ, а в итоге мы получаем либо умственную, либо физическую деградацию.

Нужно вернуться к простой кооперации но на более высоком уровне –перейти к возможно более полному разделению труда между органами человека и возможно меньшему разделению труда между людьми.

Лев Иванович Мечников считал, что критерием прогресса, основой прогресса, является солидарность. Солидарность воплощается в различного рода кооперациях.

 

Мечников подробно рассмотрел механизм влияния природы на социальное устройство общества. Он пытался объяснить неравномерность общественного развития как результат географических условий.

Он выделил три периода в истории цивилизации:

ü речной – возникновение первых рабовладельческих государств в долинах рек Нил, Тигр, Евфрат;

ü средиземноморский– основание Карфагена;

ü океанический – открытие Америки.

Причину прогресса древних обществ он видел в реках, но не во всех, а только в тех, которые могли обогатить человека и в тоже время угрожали его жизни. Для борьбы со стихией рек люди должны были совместно трудиться – объединяться в кооперации.

То есть, на общественное развитие влияют географические факторы.