Оказывают ли влияние на работоспособность человека биологические ритмы?

В какие периоды в течение учебного года у студентов происходит максимальное снижение умственной и физической работоспособности?

Соответствует ли изменение физической работоспособности студентов в течение учебной недели динамике их умственной работоспособности?

Какова типичная динамика умственной работоспособности студентов в течение учебной недели?

Через какой промежуток времени после начала учебы в течение учебного дня у студентов проявляется оптимальная (устойчивая) умственная работоспособность?

Какое воздействие на организм студентов оказывает вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности?

Учебный труд студентов и возможности повышения его эффективности средствами физической культуры

Какие меры способствуют качественной готовности студентов к активной учебной работе?

Как можно ослабить проявление "мертвой точки"?

Одним из инструментов ослабления проявления "мертвой точки" является разминка, которая способствует более быстрому наступлению "второго дыхания".

 

Уровень адаптации и устойчивости организма к нарушениям биологических ритмов во время экзаменов значительно выше у физически тренированных студентов, которые ведут здоровый образ жизни, строго регламентируют сон, питание, пребывание на свежем воздухе, регулярно занимаются физическими упражнениями с оптимальными нагрузками. Такие студенты имеют более высокую качественную готовность к активной учебной работе.

 

 

Вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Это снижает возбудимость нервных центров, а, следовательно, и умственную работоспособность. При длительной работе в положении сидя наблюдается статическое напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины. Отсутствие динамических мышечных напряжений, а также механическое сдавливание кровеносных сосудов задней поверхности бедер в положении сидя снижает интенсивность кровообращения, ухудшает кровоснабжение головного мозга, осложняет его работу (Н.И.Косилов, А.П.Колтановский, 1983). Несмотря на то, что учебный труд сопровождается низкой двигательной активностью, в процессе его происходят значительные изменения ЧСС у студентов: перед началом учебной работы ЧСС в среднем 70,6 уд/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы – 77,4 уд/мин, при умственном труде средней напряженности – до 83,5 уд/мин, а при сильном напряжении – до 93,1 уд/мин (М.Я. Виленский, 1989); перед входом в аудиторию для сдачи экзамена и в процессе его - 130-144 уд/мин, а АД повышается до 135/85–155/95 мм рт.ст.

 

В течение учебного дня наблюдаются, как правило, следующие фазы изменения работоспособности студента:

1. Врабатывание (10-15 мин). Характеризуется постепенным повышением работоспособности и образованием рабочей доминанты.

2. Оптимальная (устойчивая) работоспособность (1,5-3,0 час). В этой фазе изменения функций организма адекватны выполняемой учебной деятельности.

3. Полная компенсация. Появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

4. Неустойчивая компенсация. Нарастает утомление, и продуктивность учебной деятельности снижается.

5. Прогрессивное снижение работоспособности. Возможно кратковременное повышение работоспособности за счет мобилизации резервов организма (конечный прорыв).

6. Резкое снижение продуктивности работы. Происходит угасание рабочей доминанты.

 

Изменения в течение учебной недели. Типичная динамика умственной работоспособности в течение недели следующая: понедельник – врабатывание; вторник, среда, четверг – период высокой и устойчивой работоспособности; пятница, суббота – снижение работоспособности.

 

 

Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.

 

Для изменения работоспособности студентов в течение семестров и в целом за учебный год характерно следующее: 3-3,5 недели – период врабатывания; далее 2,5 месяца – период устойчивой работоспособности; с началом зачетной недели – работоспособность снижается; в период экзаменов – снижение работоспособности усиливается; в период зимних каникул – работоспособность восстанавливается к исходному уровню (в случае активных занятий физическими упражнениями наблюдается сверхвосстановление); начало второго полугодия (1,5 недели) – период врабатывания; период до середины апреля – высокий и устойчивый уровень работоспособности; в конце апреля – снижение работоспособности; в зачетную неделю и в период экзаменов – снижение работоспособности, причем резче, чем в первом полугодии; летний каникулярный отдых – восстановление работоспособности несколько замедленно в первые 12 дней по сравнению с зимними каникулами.

 

Среди факторов, оказывающих влияние на работоспособность человека, важное место занимают биологические ритмы.(см. Главу 2)

Использовать фактор времени целесообразно во многих областях деятельности человека. Если режим рабочего дня, учебных занятий, питания, отдыха, занятиями физическими упражнениями составлен без учета физиологических ритмов, то это может привести не только к снижению умственной или физической работоспособности, но и к развитию какого-либо заболевания.

Учитывая биологические ритмы, можно добиваться более высоких результатов меньшей физиологической ценой.