Исторические формы общности людей

 

В социологии понятие социальная структура тесно связано с понятием социальная система.

Социальная структу­ра — часть социальной системы и объеди­няет два компонента — социальный со­став и социальные связи. Социальный состав — набор элементов, составляющих социальную структуру, а социальные связи — набор связей социальных слоев, классов и т. п. Конечно же, понятие социальная структура включает совокупность различных типов со­циальных общностей, внутри общества и социальные связи всех социальных общностей различающихся по широте распространения их действия, по их значению и характеристике социальной струк­туры на определенной ступени развития.

Социальная структура — устойчивая связь элементов в социаль­ной системе общества, означает субъективное деление общества на отдельные социальные общности, слои, группы, объединяемые на основе одного или нескольких признаков, придающих им не­повторимое своеобразие, и различаемых по их общественному положению, по месту и роли в системе экономических отношений. Основой социальной структуры есть социальная общность пред­ставляющая реально существующую совокупность индивидов и от­личающаяся социальными связями и относительной целостностью. Объединение индивидов в социальные общности происходит на основе различных характеристик и признаков, поэтому-то и правомерно выделение социально-классовых, демографических, этнических, территориальных, политических и других общностей, составляющих различные структурные элементы, звенья социальной структуры общества. Социальные общности бывают формальные и не­формальные, спонтанные и институализированные, исторические и преходящие и т. п. Самые распространенные социальные общно­сти: род, племя, народность, нация, народ, класс и т. п.

Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами (в том числе расовыми), стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других образований (самосозна­ний). Признаками, определяющими системные свойства этноса, есть: язык, искусство, обычаи и обряды, нормы поведения, привычки и т. п. В совокупности они образуют определенную этническую культуру. Формирование этноса обычно происходит на основе един­ства территории и экономической жизни, но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общность территории (к при­меру, украинцы, русские, белоруссы и другие живут во многих странах мира). Современные же нации — это по существу продукт восходящего капитализма. Но понятие нация, народность, нацио­нальность возникли задолго до образования современных наций и первоначально обозначали племена, народности, имеющие общую культуру, язык, психологию, да и определенную территорию. Этни­ческие особенности — язык, культура, психология, территория — отличали одни общности людей от других исторических общно­стей людей. Социальные общности — племя, народность - предшествовали нации.

Племя — форма общности людей, свойственная первобытно-об­щинному строю. В основе племя лежат родовые отношения, опре­деляющие разобщенность племен по территории, языку, культуре. Племя объединяло два или несколько родов и имело свой язык, территорию, нравы и обычаи. Только принадлежность индивида к племени делала его совладельцем общей собственности, обеспечи­вала ему определенную долю производственного продукта, право участия в общественной жизни. С развитием производственных и социальных отношений происходит процесс укрупнения племен, образуются союзы племен. Кровнородственные связи постепенно перестают быть основой этнических общностей, все сильнее стано­вятся связи социальные. Вытеснение родовых отношений товарными и приводило к распаду племен и к объединению их в народности.

Народность — форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладе­ния и феодализма, предшествует с распадом феодализма образова­нию наций. Народность не просто объединение племен, а качествен­но новая общинная организация людей, основанная на территориаль­ных и экономических связях людей, при наличии частной собствен­ности и непримиримых антагонистических социальных общностей — классов (имущих и неимущих). Им присущи единый язык, куль­тура, территория, экономические связи и сознание этнической при­надлежности. Народности (а в известной мере и другие донацио-нальные общности) существуют и ныне и не только в развивающихся странах, но и в некоторых развитых индустриально государствах (в Великобритании живут уэльсцы, нормандцы, галлы, во Фран­ции — бретанцы и корсиканцы), в Российской Федерации в Сибири и на Севере, Дальнем Востоке — эвенки, юкагиры, нивхи и др. Наиболее крупные народности могут консолидироваться в нации.

Что же такое нация? Зарождение и развитие капиталистиче­ских отношений привело к появлению наций. Нации - неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи капиталистиче­ского развития. Нации образуются путем объединения различных народностей на базе преодоления феодальной раздробленности, формирования капиталистического производства, требующего глу­бокого разделения труда, широких и прочных экономических связей, обширного и единого рынка и т. д. Слияние в единое нацио­нальное целое разрозненных при феодализме земель в России XVII в. связано с усиливающимся обменом между регионами, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Ввиду того, что хозяевами процесса объединения местных рынков в один всерос­сийский рынок выступали богатые предприниматели, купцы, то создание национальных связей стало ни чем иным, как созданием связей капиталистических. Ввиду того, что зарождение и развитие капиталистических отношений в различных странах мира отличается большой неравномерностью, то и процесс формирования наций происходит тоже неравномерно. Если в Европе процесс склады­вания наций в основном завершился еще в XIX в., то во многих колониальных или освободившихся из колониальной зависимости странах Азии, Африки и Латинской Америки процесс формиро­вания наций серьезно задержался и происходит вплоть и ныне в ходе освободительного движения молодых независимых госу­дарств.

Естественно, нация — социально-историческое явление возникает в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капи­талистических отношений, когда упрочиваются экономические связи между отдельными регионами, складывается общенациональный рынок. Важную роль в консолидации нации играет государство, хотя наличие государственности не обязательный признак нации. Нация — исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственна, прежде всего, общность условий жизни, т. е. экономических, общность территории, общность языка, известных черт психологии (сознание, интересы, национальный менталитет и т. п.), национальный склад характера, проявляющийся в особенностях своеобразия культуры и быта. При­надлежность к одной нации объединяет людей. Однако националь­ная общность не устраняет социальных различий внутри наций. Ввиду того, что силой, содействующей возникновению наций тогда выступает буржуазия, это накладывает определенный отпечаток на их социально-политический и духовный облик. С развитием наций внутри их все более обостряются социальные противоречия, про­является противоположность социальных общностей, что даже в каждой нации буржуазного общества есть две нации — нация эксплуататорских классов, капиталистов и помещиков, т. е. нация угнетателей, и нация трудящихся и эксплуатируемых масс, рабочих, крестьян, средних слоев, т. е. нация угнетаемых, а в каждой нацио­нальной культуре есть соответственно две национальные культуры. Стремясь заглушить противоречия, буржуазия разжигает межнацио­нальные антагонизмы, проповедует идеологию национализма и на­ционального эгоизма.

Чем же характеризуется нация как историческая общность? Развитие экономических связей и отношений обусловливает, во-первых, стремление общности людей к внутренней консолидации и, во-вторых, активным взаимодействием одной общности людей с другими национальными общностями, в-третьих, общность людей, их социальное и этническое, т. е. общественное племенное образо­вание преодолевает замкнутость, вступает в активные отношения с иными социально-этническими общностями людей. Нации присущи те признаки, которые обеспечивают и исторически обусловливают целостность народа, его экономические, культурные интересы, его коммуникативность, т. е. его интересы, внутреннюю связь. Способ­ность вступать в контакт с иными народностями при феодализме и в более ранние времена в основном осуществлялось с помощью соизмерения военной силы. Связи между народностями приобретали экономический характер с развитием обмена товаров и других экономических связей, образованием национальных государств, тер­риториальные границы которых становились все более отчетливее.

Народ — социальная общность, включающая на различных эта­пах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивно­го развития общества. На всех ступенях общественного развития основа народа, его большинство — трудовые массы, главная произво­дительная сила общества, а также те социальные общности и слои населения с весьма различными и даже противоречивыми, противо­положными интересами, которые по своему объективному положе­нию способны вместе с ними участвовать в решении прогрессивных социальных задач. Правда, в истории общества имели место случаи, когда народ, включая реакционные силы и социальные слои, под­чинялся их власти, шел за ними и служил реализации чуждых ему целей (Вандея, фашизм). Вследствие чего возникали репрес­сивные процессы, происходило движение вспять. В современ­ных условиях за судьбы человечества, за предотвращение ядерной катастрофы возлагается большая ответственность. Народ — в обыч­ном смысле — население государства, страны, в строго научном смысле — исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, социальные классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в осуществлении программ и задач прогрессивного, революцион­ного развития страны в определенный исторический период.

3. Национальные процессы и отношения в условиях демократизации общества

 

В современных условиях мир — это пестрая картина националь­но-этнического многообразия, которое не уменьшается, а увеличи­вается и тем самым идет обогащение всего человечества, раз­витие его цивилизованности. Все это один из важнейших аспектов социального процесса. В современном мире проживает около 3,5 тыс. наций, народностей, племен. Большинство народов составляют многонациональные государства. Если в странах Европы насчиты­вается около 300 наций и народностей, в США, Канаде, Латинской Америке проживает около 600 наций и народностей, то в Азии, Африке, Австралии более 2600 различных наций и народностей, племен и родов. Здесь не происходит ни ассимиляции, ни долго­временной интеграции. Консолидационные процессы возможны толь­ко внутри суперэтносов. Современные этнические процессы неоднозначны. До 70-х годов XX века в мире существовало мнение, что по мере развития индустриального общества стираются языки вые и религиозные различия, исчезают этнические границы. Однако ярко выраженная тенденция к унификации образа жизни народов, все же не произошло стирание различий в одежде, пище, жилище,интернационализации общественного производства и т. п.

70-80-е годы стали переломными в истории многих государств и этносов в связи с громко заявившим о себе этническим возрождением, охватившем все континенты Планеты.

 

Социально-этнические особенности развития Украины

Украина — крупнейшее государство Европы — имеет самую большую территорию – 603,7 кв. км, а по численности населения — уступает толь­ко Федеративной республике Германии и Франции. Украинцы — второй по численности (после русских) славянский этнос. В начале 90-х годов в мире проживало более 56 млн. украинцев, в том числе около 16 млн.— за пределами Украины. Большинство из них расселены на огромных просторах России, в Казахстане, в Молдове, в Белоруссии, в Киргизстане, в Латвии, Литве, Эстонии. Крупные диаспоры сложились в ряде стран Европы, Северной и Южной Америке, в Австралии, много украинцев живет в Чехии, Словакии, Польше, Болгарии, Венгрии и т. д. Динамика численности и географическое расселение нации обусловлены слож­нейшими политическими и социально-экономическими условиями ее развития.

Формирование украинского этноса происходило в течение нескольких веков нелинейно. В его основе лежали процессы консолидации восточнославянских племен, с I тыс. до н. э., проживавших на обширной территории от Десны до Карпат, а также ассимиляции с ними других этнических групп, живших по-соседству, и вступавших в контакт.

Началом исторической жизни украинского этноса Михаил Грушевский считал конец IV в. и ближайшими предками — восточнославянские племена антов (вене­дов). Возникновение этнических общностей приходится именно на период развитого первобытного общества. Специфический характер культурно-бытового устрою украинцев, их традиции складывался и развивался в течение многих поколений под влиянием образа жизни, оседлого земле­делия, кочевого пастушеского хозяйства, природных условий на территории проживания от Десны до Карпат, связи с соседними этносами. Самым глубоким историческим пределом праязыка современных индоевропейских языков, к которым относится и украинский, есть 3500 лет до н. э., когда фиксируется индохеттская общность. Спустя 1000 лет из нее выделяются индоевропейцы и анатолийцы. С 2500 до 2000 лет до н. э. в отдельные ветви языков от индоевропейцев отделились армяне (2300 лет до н. э.), индоиранцы (2200 лет до н. э.), древние европейцы и греки (2000 лет до н. э.). В 1500 г. до н. э. произошла этническая дифференциация древних европейцев на западных, южных и средних, а также тахарей. Германцы, а также балтославяне как отдельные этнические общности выделились в 800—500 годах до н. э. С 500 г. до н. э. славяне начали выделяться в отдельные самостоятельные этнические общности. На огромной территории от Десны, понизовья Днепра и вплоть до Карпат тогда заселял отдельный этнос — украинцы. Киевское государство, основанное ими на Поднепровье, составляло украинское. Позже в XI ст. варяги — руси удачно избрали Киев центром — природным и важным торговым. Киев дает название земле полян, а вслед и всей южной группе восточного славянства, что становится основой Руси. Позже название Русь переходит и на все иные восточнославянские племена. Но существующие еще задолго до образования Киевской Руси племена полян, северян, дулибичей, угличей, тиверцев, занимавшие среднее Поднепровье, сохраняли язык, традиции, расселение, обычаи и нравы.

Важным этноконсолидирующим фактором древнерусского народа высту­пает государственное единство в X — в начале XIII ст., принятие христиан­ства. И все же во времена Киевской Руси сохраняются корни украин­ского народа. Впервые в 1187 г. в Киевской летописи по случаю смерти Переяславского князя Владимира Глебовича упоминается о скорби всей Украины. Позже в летописи говорится о скорби Украины Галицкой, когда приехал на княжение Ростислав, а в 1217—1218 гг. в Галицко-Волын-ской летописи снова говорится о всей Украине. С самого начала слово сУкраина» объясняло страну, где жил народ, выделявшийся среди иных народов, имеет народное происхождение «край — краина — Вкраина — Украина». Но, большинство ученых советского периода полагали, что о самостоятельном украинском этносе можно говорить не ранее XIV—XV ст. потому что вследствие консолидации восточнославянских племен в X— XI вв. сложилась древнерусская народность. Формированию древнерусской народности способствовало политическое объединение всех восточносла­вянских племен в составе Киевской Руси. Но общность оказалась не­прочной из-за отсутствия устойчивых политических и социально-экономи­ческих связей между регионами.

Дробление государства на удельные княже­ства остановило консолидацию и создало объективные предпосылки для дезинтеграции древнерусской народности, формирования на ее основе новых этнических общностей: украинской, белорусской и великорусской. Память о былом единстве сохранилась в самом названии трех народов, которые в течение нескольких столетий, вплоть до XX века, продолжали называться руссью, руссами, русичами, русинами, русскими и т. п. Вместе с тем, с конца XII в. в употребление входит этноним Украина, который медленно, но неуклонно вытесняет Русь. Уже в XV в. Украина широко используется в официальных документах, устном творчестве и т. п.

Объединение большей части украинских земель в составе Великого княжества Литовского и Русского способствовало укреплению экономи­ческих, политических и культурных связей в Украине. В XIV—XV вв. в полной мере сформировались этноопределяющие признаки украинского народа. Крайне важным есть тот факт, что на территории его расселения сложилось единое культурное пространство. Культурно-национальная самобытность южной части Русско-Литовского государства проявилась в устном народном творчестве, литературе, архитектуре, живописи и, особен­но, в религии. Православие стало здесь стержнем, вокруг которого консоли­дировались литовские русские еще не разделявшиеся на белорусов и украинцев, а также важным признаком их самоидентификации, делящим мир на своих и чужих. Ведущую роль в жизни украинского народа играло Среднее Приднепровье. Именно местные говоры легли в основу украинского языка, который, как и его носитель прошел долгий путь развития и вобрал южный и частично западный диалекты древнерус­ского языка, испытал влияние тюркского, польского и других языков. Уже в XIV—XV вв. в литературных памятниках часто встречаются ярко выраженные украинизмы. Огромное влияние на процесс формиро­вания этноса оказывает геополитический фактор, определяющий характер социально-экономической деятельности народа, систему связей с окружаю­щим миром и даже психологию. Территория первоначального расселения славянских племен, расположенная в лесной и лесостепной географиче­ской зонах, обусловила земледельческий характер их материальной культуры. Южнее с запада на Восток простиралась широкая степная полоса, представлявшая огромный интерес для земледельцев исключительно благоприятными природно-климатическими условиями. Однако, здесь, на протяжении нескольких столетий, сменяя друг друга, кочевали раз­личные племена, которые отождествлялись со степью — чужой и враждеб­ной славянам, но такой необходимой и желанной. Многовековая борьба со степью завершилась в XVIII в. колонизацией ее славянскими народами, среди которых преобладали украинцы. Но соседство с кочевыми племе­нами не прошло бесследно. Оно оказало определяющее влияние на форми­рование украинского национального характера, которому присущи свободо­любие, индивидуализм, широта души, воинственность. Социолог Вячеслав Липинский называет черты украинцев — духом степи, видит в них причину казаччины и махновщины.

Процесс формирования украинской этнической территории завершился к концу XVIII в. Тогда же почти 90 % территории вошли в состав Рос­сийской империи. Исключение составили Галиция, Северная Буковина и За­карпатье, попавшие под власть Австро-Венгрии. Политическое объедине­ние создало благоприятные условия для дальнейшего сплочения народа на основе укрепления культурных и экономических связей между украин­скими землями. Высшим этапом развития этноса стал период формиро­вания наций, когда культурно-политические, социально-экономические и психологические связи между людьми национальности достигают наиболь­шей степени прочности. Объективно предпосылки сложились лишь в эпоху капитализма с его машинным производством, развитыми системами транс­порта, связи, других средств коммуникации и массовой информации, широ­кой грамотностью населения, высокоразвитой национальной культурой, активной культурно-политической деятельности граждан. Условия для формирования украинской нации сложились в XIX в., но процесс затя­нулся ввиду его искусственного торможения со стороны российских вла­стей, утверждавших, что украинцы есть частью единого русского народа. В 20-е годы XX века украинцы создали национально-государственное образование - Советскую Украину, которая при всем несовершенстве обеспечила более благоприятные, чем когда-либо прежде, условия развития коренного этноса и подготовила в начале 90-х годов основу для провоз­глашения на основе волеизъявления украинского народа именно действи­тельно суверенного демократического государства Украина.

Под влиянием политических и социально-экономических факторов на­селение Украины менялось количественно и качественно. С начала XVII в. оно увеличилось почти в 10 раз с 5-7 млн. до 52 млн. Но рост населения шел неравномерно. В XX веке вследствие двух мировых войн, революций и гражданской войны, голода в начале 30-х годов и в середине 40-х го­дов, миграции имелись значительные трудновосполнимые сокращения людских ресурсов. Лишь к концу 50-х годов в Украине восстановлена довоенная численность населения. Большую часть населения Украины всегда составляли украинцы. Однако в XX веке удельный вес украинцев неуклонно сокращался: в середине 20-х годов украинцы составили 80,6 % населения, в конце 30-х годов — 73,5 %, в конце 50-х годов 76,8 %, в кон­це 80 — начале 90-х годов 72,7 %. Одновременно увеличивалось число россиян, проживающих в Украине: если в начале 20-х годов их насчитыва­лось 3 млн., в конце 50-х годов 7 млн., в конце 80-х годов более 11 млн. Исторически сложилось так, что сельское население преимущественно ук­раинское, а крупные города и целые регионы (Донецкий промышленный район, Юг и Восток Украины) — россияне. По мере нарастания индустриаль­ной мощи быстро шел процесс урбанизации, менялась социально-клас­совая структура населения. С ростом городского населения росла числен­ность рабочих. Они становились все более украинскими, этническими потому что основным источником их пополнения выступало крестьянство — украинское. Но города поглощали не только сельских жителей, но и абсорби­ровали культуру, народные традиции, потому что мир больших городов, мир политической, хозяйственной и научной элиты — преимущественно россияне.

В период после второй мировой войны наметилась тенденция сужения сферы применения украинского языка, снижение нацио­нального самосознания. В конце 50-х — начале 60-х годов почти 5 млн. украинцев (12,8 %) называли родным языком русский, а в начале 70-х годов уже около 6 млн. (14,5 %) и в начале 80-х годов 7,8% млн. (почти 18%). Но в конце 80-х годов начался подъем национального самосознания и в ходе переписи населения в конце 80-х годов число украинцев, назвавших родным языком русский заметно (вновь составило 12 %) сократилось. Языковая ситуация в Украине более серьезная, чем говорит статистика. Многие украинцы, называя родным языком украинский, в повседневной жизни полностью пользуются русским. Такому положению способ­ствовал не только городской образ жизни, но и определенная руссификация системы образования (в середине 80-х годов 75 % школ оставались украиноязычными), но в них обучалось менее половины всех учащихся; в вузах и техникумах преподавание велось в основном на русском языке. Широкое использование русского языка объяснялось не столько пренебрежительным отно­шением к родному, украинскому языку со стороны украинского населения, преимущественно из интеллигентных семей, а модой, стремлением слепому следованию и т. п. В начале 90-х годов прогрессивная национальная интеллигенция оценила положение опасным для самого существования этноса. Однако, язык — важный, но не единственный и не определяющий этнический при­знак. Хотя язык — это власть. Даже утратив язык, этнос не прекра­щает существования как биосоциальная общность. Но утратив язык, этнос может потерять власть, государственность. Так, ирландцы в свое время перейдя на английский, а фламандцы на французский, не утратили оригинальности культуры и не стали англичанами или французами. Так что широкое распространение в Украине русского языка нельзя рассматривать как препятствие для развития украинского этноса. Но не надо забывать и то, что попуститель­ство, пренебрежение родным языком может привести к потере власти, потере государственности.

Этнические процессы, протекающие в Украине в современных условиях чрезвычайно разнообразны. Безусловно, определяющую роль в развитии украинского этноса играют процессы консолида­ции нации, связанные с повышением национального самосознания людей, дальнейшим сближением основных черт культуры и быта на основе национальных традиций и современных достижений чело­вечества, открытым стиранием различий между региональными диалектами и широким применением украинского литературного языка в устноразговорной практике. Если в начале XX века украин­ское население представляло довольно разнородную массу, то в конце века внуки хохлов, малороссов, гуцулов, лемков, русинов называют себя украинцами.

 

Этническая структура современного общества и межнациональные отношения в Украине

 

По этническому составу население Украины достаточно разнообразно. В современных условиях здесь проживают представители более 100 национально­стей. Большинство населения — украин­цы. Их численность составляет около 40 миллионов. Заметная численность и других славянских народов: русские, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары и т. п. Многие из иноязычных семей столетиями проживают в Украине компактно. Полиэтниче­ская структура украинского общества — объективная реальность, имеющая глубокие исторические корни. Межнациональные отноше­ния всегда важный фактор социального развития Украины. Тем более, что межнациональные отношения — самые сложные из всех типов социальных отношений, потому что в основе их лежит анти­теза мы — они, присущая любому этносу. Нет противопоставле­ния — нет самосознания, нет самосознания — нет этноса. Украинцы имеют богатый и, в основном, положительный опыт взаимодействия с другими этническими образованиями, с которыми им приходилось жить в составе единого государства. Лишь однажды в истории — в середине XVII в. это взаимодействие вылилось в затяжной кровопролитный конфликт с поляками, сопровождавшийся еврей­скими погромами. Повторение еврейских погромов, но в гораздо меньших размерах, имело место в ходе революции и граждан­ской войны начала XX века. Иные социальные конфликты, возни­кавшие в Украине, национальной окраски не имели. Характер меж­национальных отношений определяется многими факторами, важ­нейший из которых — государственная политика в социально-эко­номической, культурно-политической и религиозной сферах. Не­справедливость в любой из сфер общественной жизни может при­вести к национальным конфликтам, если не учитываются инте­ресы различных этносов.

Проблема гармонизации межнациональных отношений стоит перед очень многими государствами. 90% человечества живет в многонациональных странах. В каждой из них в разное время к этой цели шли различными путями. До середины XX века в США, Канаде, Австралии преобладал курс на ассимиляцию и интегра­цию, но в середине 60 — начала 70-х годов этнический плюрализм здесь приобрел статус государственной доктрины и подкреплен законодательно. В Швейцарии же, национальное согласие сохра­няется в течение нескольких столетий благодаря реальному и всестороннему равенству проживающих здесь трех основных этнических групп. Украинцам пришлось испытать различную национальную политику со стороны государства. Во второй половине XIX века, когда процесс формирования нации вступил в завершающий этап, российское самодержавие проводило политику ассимиляции. Но она не затронула жизненно важных интересов этноса и он не под­нялся на национально-освободительную войну. Дело в том, что национальное самосознание как важный этноопределяющий признак присущ лишь незначительной части украинской интеллигенции.

Национальные интересы осознаны широкими массами народа 1 ходе социальных потрясений 1917—1920 годов. Однако, решаю­щую роль в формировании этнического самосознания украинцев сыграла политика, проводимая в 20-е годы. Советской властью и получившая в Украине название украинизации. Суть ее состояла в том, что все народы созданного в 1922 г. Советского Союза получили не просто право на свободное культурно-национальное развитие, но и государственную поддержку в его реализации. В рам­ках политики статус украинского языка поднят фактически на государственный уровень (он широко внедрялся в системе образо­вания, средствах массовой информации, делопроизводстве и т. п.), созданы благоприятные условия для развития национальной культуры, на руководящие посты стали выдвигаться национальные кадры. Национальное возрождение охватило не только украинский этнос. Всем проживающим в Украине национальностям созданы аналогичные условия и даже национально-административные структуры. Но, начиная с 30-х гг., национальная политика Советской власти изменилась. Цель ее осталась-то прежней: расцвет и сближе­ние наций, но приоритет смещен в пользу сближения. Открытого насилия против украинцев как этноса власть не применяла, но физическое и моральное уничтожение социально чуждых и вредных элементов (а это тысячи людей) затормозило возрождение нации. В последствии украинская культура, лишенная необходимой под­держки со стороны государства, вынуждена на равных состязаться с русской, и стала сдавать позиции.

Социальные преобразования второй половины 80-х годов корен­ным образом изменили общественно-политическую ситуацию в Ук­раине. Произошел взлет национального самосознания. В новых условиях власть вынуждена считаться с процессом оживления раз­вития национального самосознания и национальной культуры. 28 октября 1989 г. принят закон о языках в Украине, представив­ший статус государственного украинскому и гарантировал свобод­ное развитие и функционирование языков всех национальностей, проживающих в Украине. Своевременная мера законодательно за­крепила инициативу снизу. В результате, на рубеже 80—90-х го­дов открываются сотни факультативов по изучению польского, болгарского, еврейского, крымско-татарского и других языков, издаются словари и разговорники и т. п. В Украине начали дей­ствовать многочисленные национальные общества культуры нацио­нальных меньшинств. Основы национальной политики молодого украинского демократического государства изложены в Декларации о государственном суверенитете Украины и Декларации прав нацио­нальностей Украины. Подчеркивая необходимость приобретенного внимания государства к национально-культурному возрождению украинского народа, гарантируется всем этническим общностям и отдельным гражданам равные политические, экономические, социальные и культурные права. Документы стали правовой основой для сохранения межнационального согласия в Украине. Но в усло­виях социально-экономической и политической нестабильности возможны любые варианты развития реального взаимоотношения между национальностями. Распространение национализма — явле­ние нового в общественно-политической жизни Украины.

Национализм в социально-политическом аспекте — это психоло­гия и идеология предпочтения одной нации другой, в основе которых лежит концепция национальной исключительности, несовмести­мая с идеями общественного прогресса, идеями гуманизма, сво­боды и братства всех народов. Проповедуя единство нации идео­логи национализма затушевывают антагонизм отношений между богатыми и бедными, пытаются направить социальный протест рабочих, крестьян всех слоев общества не против социальных факторов, а обвиняя во всех грехах своих идейных противников и т. п. Национализм — явление многогранное и многоликое. Однако при всем многообразии конкретных проявлений национализм имеет определяющий логический признак. Это признание национальной исключительности и вытекающее из нее противопоставление одной нации другой. Говоря о национальных предрассудках нельзя сво­дить их содержание к признанию своей нации образцовой нацией или нацией, обладающей исключительной привилегией на государ­ственное строительство и т. п. Между тем в современной научной литературе и политической публицистике еще не изжито унаследо­ванное от прошлого расширительное толкование национализма.

Порой под конкретные формы, виды проявления национализма подводят далеко не однородные явления: местничество и восхвале­ние архаических бытовых, родовых обычаев и обрядов, националь­ное тщеславие и отказ от принципа народности при освещении вопросов культуры, идеализации дореволюционного исторического прошлого и отождествления национального с религиозным и т. п. Но национальная ограниченность — это еще не национализм.

Столь же далеко от национализма и этническое предубеждение. Этническое предубеждение, отмечает историк проф. Николай Горлач, не более как непроизвольная социально-психологическая установка. К сожалению, и до сих пор кое-кто продолжает стращать жупелом национализма каждый раз, когда сталкивается с такого рода явлениями. Нередки смешения с' национализмом попыток защиты национального достоинства личности или даже терминоло­гического самоутверждения национального языка, не говоря уже об отстаивании национальных интересов и о требовании нацио­нальной справедливости. Проявление пережитков шовинизма не исключено и в современных условиях. В противовес принципам равноправия, самоопределения, свободного развития наций прояв­ляется нежелание считаться с правами малых народов, их нацио­нальными особенностями, неуважение к национальному достоинству. Именно национальная исключительность, склонность наделять на­цию некими признаками, свойствами, которые определяют ее пре­восходство над другими народами, лежит в основе любого нацио­нализма. Несомненно, у каждой нации, каждого народа есть свои особенности, достойные черты, свойства, признаки и т. п. Но люди, захлебывающиеся от умиления перед своим народом, лишены чувства меры, всегда доводят национальные черты, особенности, свойства до смехотворности, до такой елейности и благоволения, что становится просто отвратительным. Зачастую этим и грешит украинский национализм.

Важно, прежде всего, обращать внимание на те практические проблемы национальных и межнациональных отношений, которые либо еще не решены либо решены неудовлетворительно, потому что они наряду с другими политическими и иными факторами негативного характера входят в механизм торможения. Безусловно, корни национализма следует искать прежде всего в бытии, а не в сознании. Надо уметь бороться с национализмом последовательно, материалистически объяснить источники националистических пред­рассудков, поставить в прямую связь с конкретной практикой на­ционального строительства, выявить те реальные социальные усло­вия, которые порождают или способствуют сохранению и закреп­лению национализма как явления. Правильно ставится вопрос о необходимости более тесного увязывания фактического закономер­ного равенства с принципом социальной справедливости, об нацио­нальном суверенитете и т. п. Списывать накопившиеся десятилетиями социально-экономические проблемы того или иного региона за счет каких-то специфических особенностей традиционного образа жизни его населения или исторических условий было бы прежде всего грубейшим нарушением принципа социальной справедливости, которое неизбежно приобретает национальную окраску.

Чувство национального превосходства — логическое следствие этноцентризма (то есть нахождение того или иного народа в центре происхождения народов), предполагающего рассматривать другие народы и культуры сквозь призму ценностей своей нации, которая считается образцом. Это чувство проявляется еще в родоплеменном обществе, но антагонистическая природа современных обществ за­метно усиливает это чувство. Его можно преодолеть, лишь создав условия, исключающие противопоставления людей по националь­ному признаку и воспитав у членов общества уважение к другим народам и культурам. Иногда и в условиях демократизации в ряде районов Украины возникают попытки противопоставления людей по национальному признаку, особенно в попытке повсеместного введения языка национального большинства. Радикальные экономи­ческие реформы, введение рыночных отношений, процесс демократи­зации открывают широкий простор для оптимального сочетания интересов национально-государственного строительства и нацио­нально-государственных образований в Украине. Надо поставить дело так, чтобы народ хорошо знал, сколько Украина, та или иная область производят, каков ее вклад в экономику и сколько они получают. Одобряя идею перехода регионов на принципы рыноч­ных отношений, четко определять их вклад в решение обще­государственных проблем Украины. Интернационализация эконо­мики и всей общественной жизни — закономерный процесс. Всякое стремление к национальной замкнутости может привести только к экономическому и духовному оскудению. В современных условиях важно, чтобы в каждом национальном регионе экономический и социальный прогресс сопровождался прогрессом духовным с опо­рой на культурную самобытность украинской нации и народно­стей, проживающих на территории Украины. Культура, развиваясь как многонациональная, и впредь должна оставаться мощным фактором идейно-нравственной консолидации общества. Важно, чтобы и украинцы, проживающие за пределами государственно-территориального образования, получили возможность для реализа­ции национально-культурных запросов, особенно в сфере образова­ния, общения, народного творчества, а также создания очагов национальной культуры, использования средств массовой информа­ции и т. п.

Сознавая, что между формально провозглашенным равенством и равенством фактическим, лежит огромная дистанция. При­зыв к законодательному закреплению политических прав, осо­бенно прав национальных меньшинств должен приобрести реаль­ность. Ставится вопрос о необходимости издания общегосударствен­ного закона, в силу которого любое мероприятие, проводящее в чем бы то ни было привилегию одной нации, нарушающее равно­правие наций или права национального меньшинства, объявляется незаконным и недействительным, а любой гражданин государства вправе требовать отмены такого мероприятия как противоконституционного. Нелишне напомнить в связи с этим, что вопрос о языке — вопрос не только культуры, но и политики. В языковой же политике одинаково неприемлемы искусственные ограничения (тем более принуждение) и особые привилегии. Главное же — конституцион­ное обеспечение во всех регионах Украины равноправного сосу­ществования и общественного функционирования национального и русского языков. В частности, не надо пугаться ужасной мысли, что в зале парламента раздадутся речи на разных языках. Прогресс культуры любой нации во многом обусловлен развитием ее языка. Учитывая, что широкие массы населения приобщаются к культуре своей и других народов и участвуют в дальнейшем ее развитии и прежде всего через родной язык, как и то, что национальный гнет наиболее явственно, острее и более чувствуется в гонениях на родной язык. Поэтому равноправие языков всех народов, против принудительного навязывания им языка господствующей нации не­совместимо с демократией. Право населения получать образование на родном языке, обеспечивается созданием за счет государства и органов самоуправления необходимых школ, право каждого гражданина объясняться на родном языке.

Основополагающими принципами, на основе которых возможно достижение межнациональной гармонии, выступают: право наций на самоопределение создание собственного государства или выбор приемлемых для себя форм государственного объединения с другими нациями; реальное равенство прав и обязанностей субъектов со­общества; этнические процессы (объединительные, разъединитель­ные) должны протекать естественно, по мере созревания объектив­ных и субъективных предпосылок внутри самой нации; демократи­ческая и гибкая национальная политика государства и т. п.