Лекция 3.

Вопрос.

Вопрос

В эпоху зрелого буржуазного общества зрелого суверенного государства политическая мысль выступает в форме социальной концепции. Ее название обусловлено следующими причинами:

Во-первых, она исходит не из интереса отдельного индивида, а группы: нации, класса, человечества.

Во-вторых, при исследовании государства внимание переключается на его историю развития.

В-третьих, впервые исследуются экономические проблемы общества, к которым в Новое время государство становится сопричастным.

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Французский философ-моралист и политический мыслитель. Его идеи, возможно, оказали самое большое влияние на Французскую революцию. Руссо был самоучкой. Он родился в Женеве, в 1742 г. он переехал в Париж, где познакомился с основными деятелями французского Просвещения, особенно был дружен с Дидро. В его работах, касающихся образования, искусств, науки, литературы и философии, отражена вера в добродетельность «естественного человека» и порочность «человека социального». Политическое учение Руссо, кратко изложенное в «Эмиле» (1762) и получившее дальнейшее развитие в «Общественном договоре» (1762), пропагандировало идеи радикальной демократии, впоследствии повлиявшие на либеральную, социалистическую, анархистскую и, как некоторые считают, фашистскую мысль. В своей автобиографии «Исповедь» (1770) он с поразительной искренностью анализирует свой жизненный путь и демонстрирует готовность признать свои ошибки и слабости.

Для Руссо демократия была средством, с помощью которого люди обретают свободу или независимость в смысле «подчинения лишь тому закону, который каждый из нас предписывает сам себе».

Граждане в его теории «свободны» лишь тогда, когда они самым прямым и постоянным образом участвуют в делах сообщества. Руссо, таким образом, выходил за рамки того понимания демократии, которое сводит ее к выборам, и выдвигал идеал прямой демократии, совершенно радикальный для своего времени. Не случайно он подверг самой жесткой критике ту систему выборов, что сложилась в Великобритании. В «Общественном договоре» (1762) он, например, писал:

«Полагая себя свободным, английский народ глубоко заблуждается; он свободен лишь тогда, когда избирает членов парламента; как только они оказываются избранными, люди попадают в рабство; это пустышка. Получая на краткий миг свободу, английский народ пользуется ею так, что заслуживает того, чтобы его этой свободы лишили».

Однако в теории Руссо совершенно новым была его глубочайшая убежденность в том, что в конечном итоге свобода человека невозможна без его подчинения общей воле(general will). Он считал, что общая воля есть «истинная» воля каждого гражданина в противоположность его «частной», или эгоистической, воле.Подчиняясь общей воле, люди тем самым следуют своей собственной «истинной природе»: общая воля есть то, к чему стремился бы каждый человек, действуй он всегда бескорыстно. Руссо при этом имел в виду самую широкую демократию, для которой необходим весьма и весьма высокий уровень как политического, так и экономического развития. Он не был сторонником общественной собственности, но при этом предлагал, чтобы «ни один гражданин не был настолько богат, чтобы купить другого человека, и ни один настолько беден, чтобы ему приходилось продавать себя».

Обобщим:

– догосударственное состояние людей – «золотой век» человечества, так как не было главных зол – социального неравенства и частной собственности;

– взамен буржуазного государства выступает за общественную ассоциацией, созданную посредством общественного договора между свободными гражданами;

– государство общественного договора сохраняет естественные права индивида;

– суверенитет народа не отчуждаем и принадлежит только ему, поэтому Руссо критиковал представительную демократию, выступал за самоуправление народа.

Во взглядах Руссо проявились тоталитарные тенденции.

Он полагал, что заключая общественный договор, граждане должны подчиниться общей воле сообщества, так как «общая воля всегда права» и частные интересы людей не могут противоречить общественным интересам. Всех, кто сопротивляется общей воле, общество должно заставить подчиниться ей.

Этот вывод Руссо, но уже без акцента на мораль, был реализован в 1793 году лидерами якобинской диктатуры во Франции, использующей гильотину как средство борьбы с несогласными, а позже большевиками в России, устроивших «красный террор» своим противникам.

Другую точку зрения на естественные права человека, государство имел английский консерватор Эдмунд Берк (1729-1797), республиканец, ярый противник Французской революции 1789г. и прямой демократии. Он полагал, что:

– общество и государство – это не изобретение человека, а результат естественной эволюции;

– главная задача государства – охранять закон и порядок, а не естественные права человека;

– парламент, представительная форма власти – основная форма власти. Деятельность парламента не должна контролироваться народом: законодатели не должны действовать по «инструкции» избирателей;

– реформа государства не может начинаться с его свержения, так как его институты формировались столетия и имеют приоритет над индивидуумами.

Алексис Токвиль, (1805-1858), французский либерал, мыслитель, политик, министр иностранных дел Франции периода буржуазно-демократической революции 1848 г., был также противником любой революции, даже демократической. Но создал иную либеральную политическую теорию и предвосхитил многие явления ХХ века. Его позиция изложена в знаменитой работе «Демократия в Америке», которая до сих пор вызывает интерес:

– в демократическом обществе частные интересы настолько многообразны и захватывают человека, что у него не остается энергии заниматься политической жизнью, в результате:

а) усиливается централизация государственной власти;

б) народ отчуждается от власти, лишается возможности влиять на власть, что приводит к политической апатии

в) вместо обещанного равенства в свободе демократического республиканизма, человек получает равенство в рабстве демократического деспотизма.

Избежать централизации власти могут:

а) развитие местного самоуправления;

б) формирование общественных и добровольных политических ассоциаций;

в) введение строгой ответственности чиновников.

Развил социальную концепцию политики в ХХ в. немецкий экономист, историк, социолог Макс Вебер (1864-1920). Работы «Политика как призвание и профессия», «Общество и хозяйство». Ученый исследовал проблемы «господства» и «подчинения», но не любого господства, а легитимного, т.е. добровольного, признанного со стороны управляемых индивидов. (Подробно о легитимной власти речь пойдет в теме «Власть как социально-политическое явление»).

 

1. Вебер выделяет три типа легитимного господства:

Традиционное – основано на вере в священность установленного порядка, издавна существующих обычаев, традиций, привычке повиноваться власти.

Харизматическое (от греческого "charisma" – благодать, божественный дар). – на подчинение личной воле другого человека, вере в его особый, божественный дар (charisma), исключительные способности, историческое предназначение;

Легально-рациональное – основано на подчинении законам, в рамках которых демократически избираются и действуют представители власти. Наиболее развитой формой этого типа власти выступает рациональное

государство, где властные отношения лимитируются нормами права. Основным правовым актом такого государства является конституция, устанавливающая определенные правила социального поведения, которые обязаны соблюдать все без исключения граждане, в том числе и политические руководители. Законы в рациональном государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия. (См. подробно в лекции 5)

2. Далее, ученый поднимает проблему бюрократизации управленческих структур. Избежать тирании бюрократов поможет плебисцитарная демократия: избранным прямым голосованием харизматический лидер поможет решить проблемы, возникающие между личностью, обществом и государством.

 

В конце ХУШ в. сложились условия для практической реализации либеральных идей в Северной Америке. Американская война за независимость стала первой такой попыткой. США как независимое государство возникли в результате войны 1775–1783 гг. английских колонистов против метрополии. Активное развитие борьбы против колониального господства Англии относится к 60-м гг. XVIII в.

В те годы вопрос об отделении от метрополии еще не ставился. Колонисты ограничивались тогда требованиями уравнения политико-правового режима в колониях с режимом, существовавшим в Англии. С 70-х гг. требования колонистов радикализируются, и в обоснование их берется естественно-правовая доктрина, разработанная к тому времени в Западной Европе.

Решающее воздействие на формирование политической и правовой мысли в колониях оказала передовая в то время естественно-правовая теория в трактовках Гоббса, Мильтона, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо.

Политическая идеология этого революционного процесса изложена в Декларации независимости США, которая закрепила естественные права всех людей

на жизнь и свободу, собственность;

на безопасность, счастье;

на суверенитет народа;

право на восстание против нарушающего его права правительства;

принцип разделения властей и др.

Впервые в истории данные положения легли в основу государственной политики. Большой вклад в развитие либеральной концепции в США внесли «отцы-основатели»США, в частности

Джеймс Мэдисон (1751-1836) (дважды бывший президентом США)

Александр Гамильтон(1757–1804 гг.), Джон Джей – авторы «Федералиста» (серии статей, выходивших под общим заголовком в ведущих газетах Нью-Йорка в период обсуждения американской Конституции 1787 г., в которых пропагандировалось единство США на федеративной основе).


Политические воззрения Д.Мэдисона:

1. Народ – единственный источник государственной власти.

2. В республике решение принимается по большинству голосов. Мыслитель опасается, что фракция большинства может воспользоваться своим положением и привести «в исполнение свои тиранические замыслы». Дабы избежать этого, меньшинству должна быть гарантирована свобода.

3. Мэдисон выступает за представительную демократию, когда граждане делегируют свои полномочия государственного управления небольшому числу граждан, в противоположность прямой демократии, в результате которой и может появиться фракция большинства.

4. Большой вклад он внес в развитие идеи сдержек и противовесов и воплощение ее на практике. Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная) является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США. Сдержками и противовесами Мэдисон называл частичное совпадение полномочий трех властей. Так, несмотря на то, что Конгресс — законодательный орган, президент может наложить вето на законы, и суды могут объявить акт Конгресса недействительным, если он противоречит Конституции. Судебная власть сдерживается президентским назначением и ратификацией Конгрессом этих назначений на должность в органы судебной власти. Конгресс сдерживает президента своим правом ратифицировать назначения в органы исполнительной власти, и он же сдерживает две другие власти своей властью ассигновать деньги.

Александр Гамильтон (1755—1805)

Американский государственный деятель, соавтор «Федералиста» (1787—1789) вместе с Джеймсом Мэдисоном и Джоном Джеем. Гамильтон родился в Вест-Индии. В ходе Войны за независимость он стал адъютантом Дж. Вашингтона. Получив юридическое образование, в 1782 г. вошел в состав Конгресса, после чего занял только что учрежденную должность казначея США. Был основателем и лидером партии федералистов до самой своей смерти на дуэли со своим соперником Аароном Барром. Политические убеждения Гамильтона с его приверженностью федерализму характеризовались глубокой неприязнью к демократии, поддержкой активных действий центрального правительства и убеждением в том, что промышленность страны нуждается в государственной финансовой и экономической поддержке. Ядром политической философии Гамильтона является идея мощного национального правительства с сильной исполнительной властью, которое было бы способно поддержать еще не окрепшую экономику страны.

– Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лидеров федералистов, считавших, что федеративное устройство преодолевает слабость конфедеративной организации США, закрепленной “Статьями конфедерации” 1781 г.

– Федералисты фактически представляли интересы крупной торговой и промышленной буржуазии и плантаторов. Антифедералисты выражали устремления малоимущих и неимущих слоев населения – фермеров, мелких предпринимателей и торговцев, наемных рабочих.

Однако логика освободительной борьбы колоний вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной власти, который под давлением избирателей может принять “произвольные решения”. Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практически не ответственными перед парламентом.

Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и неустранимо. Богатым и, следовательно, просвещенным по самой природе принадлежит право быть представленными в высших государственных органах. Только они способны обеспечить стабильность политического строя, ибо любые изменения его не дадут им ничего хорошего. Предоставление же народу возможности активно участвовать в государственных делах неизбежно приведет к ошибкам и заблуждениям из-за неразумности и непостоянства масс и тем самым ослабит государство.

Не все идеи Гамильтона были восприняты Конституцией США (пожизненный президент, цензовое избирательное право). Но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом. В связи с этим следует обратить внимание, что из 55 членов Конституционного конвента только 8 участвовали в принятии Декларации независимости. Поэтому понятно, что Конвент поддержал Гамильтона, возражавшего даже против включения в текст Конституции Билля о правах, хотя такие билли уже содержались в конституциях штатов – учредителей США.

 

Наиболее крупными представителями политической и правовой идеологии США этого времени были активные участники освободительного движения в колониях Томас Пейн, Томас Джефферсон. По направленности своих политических и правовых взглядов они принадлежали к различным течениям.

Томас Пейн(1737–1809 гг.) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. В памфлете Здравый смысл он предложил название государства, которое должны образовать колонисты, – “Соединенные Штаты Америки. “Права человека”,в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г

– Пейн различал 1. естественные

2. гражданские права человека.

Естественные права – на счастье, свободу совести, свободу слова – присущи ему по природе. Этими правами человек обладал в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у североамериканских индейцев.

Гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества. Это те права, которые человек не способен защитить своей властью. К ним Пейн относил и право собственности – право приобретенное, а не естественное, как у Локка.

– частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате “недоплаты работникам”. Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных

– В 1775 г. Пейн выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.

– Государство, по Пейну, создается людьми по общественному договору и верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу.

– Народ имеет право учреждать или уничтожать любую форму правления через восстание и революцию.

– Правом на революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделения колоний от Англии и образования собственного независимого государства.

– Пейн различал “старые” (монархические) – наследование власти и “новые” (республиканские) формы –ее выборность.

– Защита идеи народного суверенитета.

– Каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию.

Политические взгляды Пейна оказали громадное воздействие на ход и исход Войны за независимость, повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства.

Т. Джефферсон(1743 – 1826 гг.),автор Декларации независимости Соединенных Штатов, провозгласившей образование США:

–все люди сотворены равными, наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами: на жизнь, свободу, стремление к счастью, право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.

– правительство создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему

– идея народного суверенитета, право народа на революцию.

– осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров, которое противоречит человеческой природе и естественным правам людей

но и еще более в провозглашении самых передовых в то время политических и правовых идей и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказывали и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.

 

ХХ век – это продолжение старого спора о преимуществах и недостатках демократии. Серьезную критику демократии мы находим у представителей теории элиты. Это Гаэтано Моска, Вильфредо Парето, Роберт Михельс. Элитисты делили общества на два класса: господствующий «политический класс», который управляет и пользуются привилегиями, и управляемый класс, масса, не организованное большинство. Прямая демократия – утопия, так как власть может служить народу, но осуществляться самим народом – никогда. Ведь народ – это не осведомленная, пассивная масса, не способная самостоятельно заниматься управлением. Вместе с тем, элита должна быть открытой для кооптации (замены). Обратное – чревато социальными волнениями.

 

В ХХ веке получили развитие также различные теории демократии. Например, теория плюралистической демократии, согласно которой в обществе выделяются различные классы, слои, группы, каждая из которых стремится оказывать влияние на государственную власть. Государство в этих условиях выступает инструментом согласования различных интересов. Этих взглядов придерживаются М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р.Даль, Г.Ласки, Р.Аллен.

ХХ век – век не виданных ранее социальных конфликтов. В политологии возникло целое направление – конфликтология. Представители Р. Дарендорф, М.Крозье, К.Боулдинг.

Получила развитие партийная теория (М.Дюверже), теория политической культуры (Д.Алмонд), теория политической системы (Д. Истон, Ф.Фукуяма, С.Хантингтон).