Синий цвет – январь-апрель; Красный – май-август; Желтый – сентябрь-декабрь.

Грызлов– лидер партии «Единая Россия»; Жириновский – ЛДПР; Зюганов – КПРФ; Явлинский – «Яблоко»)

 

3 ЭТАП: . Хронологические рамки исследования. Диапазон здесь очень широк, от одного дня до недель, месяцев, лет.

4 ЭТАП: Выбор единиц анализа. Это может быть ключевое слово, термин, какой-то цельный материал, политическое событие, информационное сообщение и др. Однако непременным условием, определяющим “ качество “ единицы анализа, является отсутствие в ней каких-либо оценочных элементов (ограничение влияния субъективного фактора), а также нейтрализация личной предрасположенности исследователя;

5 ЭТАП: Создание категориальной схемы контент-анализа. Категории служат для классификации единиц анализа. Например, при исследовании публичного выступления политического лидера, единицы анализа (ключевые слова) разносятся по основным категориям – экономика, политика, социальная защита, борьба с преступностью, военная политика и др.

6 ЭТАП : Кодировка текста – трансформация содержания документа в категориальную схему. Эта работа требует достаточно высокого уровня подготовки исполнителя. Единицы анализа разносятся по определенным ранее категориям;

7 ЭТАП: Анализ полученных данных (измерение, сравнение, индексация и др.) и интерпретации результатов анализа. Резко повышает эффективность анализа и его качество использование ЭВМ.

Итогом проведения контент-анализа как и любого другого исследования, является обычно аналитическая записка, содержащая в себе, выводы и рекомендации.

2. Традиционный анализ (содержательный, качественный):

проводит САМ исследователь, который непосредственно изучает содержание документа и ДАЕТ ОЦЕНКУ КАЧЕСТВА документального источника:

– выясняются условия, цели и причины создания документа;

–устанавливается его авторство, т.е. факторы достоверности документального источника;

–подводятся выводы.

Типичным примером анализа текстовых источников может служить анализ научных публикаций, отчетов по проблеме, который проводится на этапе обоснования проблемы исследования.

3. Методы герменевтики – позволяют толковать и понимать тексты, осуществлять поиск смыслов, исследовать используемые понятия: (Дильтей, Гадамер, Шлеейрмахер, Рикер)

4. Метод когнитивного картированиярешает задачу выявления основных понятий, которыми оперирует политик, и нахождения имеющихся между ними причинно-следственных связей. В результате исследователь получает карту-схему, на которой на основании изучения речей и выступлений политического деятеля отражено его восприятие политической ситуации или отдельных проблем в ней.

 

Б. Опрос:

Выделяют разные виды опроса:

· сплошные (до 500 респондентов)

· выборочные

Выборочное обследование является более экономичным, чем сплошной

опрос и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Результат исследования в большой степени зависит от правильности выборкиединиц анализа.Принято правило: если объект исследования (генеральная совокупность) насчитывает более 500 человек, то применяетсявыборочный метод.

  • Демоскопия – разновидность выборочного опроса– массовые выборочные опросы

В политологии данный метод применяется, когда необходимо получить мнение различных слоев населения относительно какого-либо политического явления.

Впервые данный метод был использован американцем Гэллапом перед президентскими выборами 1948 года, когда он опросил 1800 человек и ошибся лишь на 5% в определении голосов, которые будут отданы кандидату. Сегодня методу демоскопии придается огромное значение при изучении общественного мнения. Так, М.Тэтчер не объявляла дату парламентских выборов, пока опросы не стали показывать благоприятный исход для консерваторов. Пальму первенства по данным исследования принадлежит США: более 200 специализированных фирм занимаются изучением общественного мнения. Главный - институт Гэллапа. Как правило, они проводят выборочный опрос 1500 человек из разных избирательных участков, разных социальных слоев: фермеров, горожан, чиканос, бедных, богатых. Результаты опросов получаются такими же, как если бы были опрошены 10, 20 и более тысяч человек.

  • «Exit pool» (опрос на выходе) –экспресс-опрос в день выборов, во время которого интервьюеры опрашивают избирателей, которые проголосовали, сразу после их выхода с избирательных участков.

Опросы, подобные «экзит-пулу» были изобретены американскими телевизионными каналами в 1960-е годы. Изобретателем» непосредственно методики экзит-пула является известный американский методолог и специалист в области опросов общественного мнения Уоррен Митовски, работавший в исследовательском отделе одной из американских телекомпаний. Он и сформулировал основные методологические принципы нового вида опроса, позволяющего быстро предсказывать результаты выборов. Интересно, что именно Уоррен Митовски впервые «привез» эту методику в Россию в 1993 году, где совместно с Институтом сравнительных социальных исследований и апробировал ее в процессе проведения ряда референдумов.

«Экзит-пул» широко используется во всем мире для прогнозирования результатов выборов.

Данная методика позволяет решать комплекс специфических и важных задач, которые практически не решаются на основе использования других социологических методов.

Во-первых, при проведении репрезентативного исследования с использованием методики экзит-пула результаты выборов становятся известными до конца дня голосования, а не по истечении нескольких дней, что существенно и для общества в целом, и для средств массовой информации, которые освещают избирательный процесс.

Во-вторых, проведение подобного опроса позволяет получить социальный «портрет» избирателей, поддержавших на выборах конкретных кандидатов (партий, блоков).

В-третьих, использование данной методики – важный способ общественного контроля над выборами.

Информация, полученная в ходе «экзит-пула», реально используется всего несколько часов с момента ее обработки до объявления официальных результатов выборов, но от этого она не становится менее ценной. Помимо простой оценки количества голосов, набранных кандидатами, такой опрос может служить неким индикатором, который позволяет оценить достоверность результатов самих выборов, выяснить, не было ли фальсификаций в ходе голосования или подсчета голосов.

  • «Опрос на входе» – опрос избирателей за неделю (месяц) до выборов.

Респондентам задают примерно такие вопросы: «Если бы выборы Президента состоялись в ближайшее воскресенье, за кого из кандидатов Вы бы проголосовали?» (другой вариант: «Представьте себе, что в ближайшее воскресенье состоятся президентские выборы с участием перечисленных политиков. За кого из них Вы бы проголосовали?»). Для контроля чистоты результатов, респондентам предлагают также негативную формулировку первого вопроса, например: «За кого бы Вы не стали голосовать ни в коем случае?» Сопоставление ответов на оба вопроса дает надежную информацию, повышающую вероятность правильного ответа. Результаты вопросов на входе позволяют

•Оценить расстановку сил непосредственно за неделю или месяц до выборов;

•Оценить электоральную активность избирателей, более точно прогнозировать явку на выборы.

•Оценить успешность предвыборной кампании;

•В случае выявления снижения электоральной активности в отдельном административном образовании, провести ряд мероприятий, повышающих явку своего электората на выборы. В. Лабораторные эксперименты;

Г. Наблюдение (непосредственная, прямая регистрация событий), осуществляемое исследователем, являющимся непосредственным участником реальных политических событий, или наблюдение за поведением людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и др.

 

Наиболее широкое применение эмпирические методы находят в прикладной политологии.

 

4. Четвертая группа – собственно политологические методы

( методы прикладной политологии) –представлены

А. Методами политического прогнозирования:

1. Диагноз –выявление главной тенденции развития явления, установление генеральной направленности состояния и динамики общества.

2. Интуиция – способность к непосредственному постижению истин обоснования с помощью доказательств

3. МетодЭкстраполяции – предположение, что динамика основных условий, тенденций предыдущего периода развития политических субъектов сохранится в будущем периоде, что обеспечит стабильность политической системы.

4. Метод экспертных оценок – основан на обработке и анализе совокупности индивидуальных мнений экспертов. Мнение экспертов выявляется из аналитических записок и проведение.

5. Метод Дельфи(«дельфийский оракул»)– способ заочного группового принятия решений с использованием экспертов – специалистов по данной проблеме.

Название этого метода происходит от греческого города Дельфы, расположенного у подножия горы Парнас, где находился храм Аполлона, знаменитый своим оракулом, к которому обращались с просьбой решить те или иные проблемы не только простые жители, но и представители правящих политических элит.

Подобное название символизирует необходимость использования политическим руководством различных государств и другими субъектами политического процесса экспертного знания, которое, правда, в настоящее время генерируется в советы не с помощью интуитивных форм, а с использованием научных технологий

Проблема представляется в виде набора конкретных вопросов. Эксперты самостоятельно отвечают на предложенные вопросы, представляя свои ответы на бумаге. Кроме экспертов в Дельфи участвует специальная организационная группа, занимающаяся разработкой опросников, обработкой получаемых ответов, а также обеспечением экспертов необходимой информацией.

6. Метод «мозгового штурма»(brainstorm-БРЕЙНСТОРМИНГ)– очноевзаимодействие экспертов, коллективное творчество, когда требуются принципиально новые решения, так как прежние устарели. Нужны свежие идеи.

Выделяются две группы: ГЕНЕРАТОРОВ ( от 5 до 12 чел.) и АНАЛИТИКОВ.

ГЕНЕРАТОРЫ: «лавина идей» и принятие предложений по решению проблемы.

АНАЛИТИКИ: отбор наиболее полезных идей

Возможен также деструктивный мозговой штурм иликритический разнос, когда уже готовый документ подвергается жесточайшей критике без права защищать его.

7.Метод моделирования – поиск альтернатив развития, создание условного образа объекта

8. Сценарные методы прогнозирования: Метод ПАТТЕРН - методика сочетает написание сценария и построение "дерева целей".

Б.Методами исследования политических событий и ситуаций:

(ситуация – завершенный процесс политического процесса, новое по сравнению с предыдущим состоянием)

Ивент-анализ (event – событие) (КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ метод) – сформировался исключительно в рамках эмпирической политической науки, в частности изучения международных отношений, тогда как большинство методов являются междисциплинарными. Ивент-анализ исследует не сами события, как контент-анализ, а сообщения СМИ о событиях и ориентируется на исследовании межгосударственных отношениях. – изучение военных конфликтов, акций протеста, этнических столкновений, проявления насилия в обществе, состояния и динамики переговорного процесса.