КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (количественный, формализованный)

Г. Наблюдение

МЕТОДЫ ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

3. Третья группа– методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Они, как и уже рассмотренная группа, прямо не отражают специфику политологии и в основном заимствованы ею из конкретной социологии, практической психологии, кибернетикии некоторых других наук.

К этимметодам,наряду с другими, относятся:

А. Анализ документов

Б. Опрос:

В. Лабораторные эксперименты;

 

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

 

А. Анализ документов

Документ – любая информация, зафиксированная в печатном и рукописном тексте, на магнитной ленте, кино- и фотопленке. Выделяются официальные – правительственные заявления, коммюнике, стенограммы, отчеты и неофициальные документы - письма, мемуары, дневники.

Анализировать документы можно различными способами:

· контент-анализ,

· традиционный анализ

· методами герменевтики

· метод когнитивного картирования

К-А – это поиск в исследуемом тексте определенных смысловых понятий и выявление частоты их употребления в рамках общего содержания документа. Такие смысловые понятия называются обычно единицами анализа.

Единица анализалогическая часть текста, посвященная интересующей нас проблеме.

Единица сче­та – письмо, часть письма (абзац), количество строк.

С помощью контент-анализа мы можем, например, выявить

– частоту упоминания имени того или иного политического лидера, политической партии в прессе, на ТВ за конкретный период

– закономерности использования эфирного времени в рамках избирательной кампании. Для чего выбирается конкретный источник информации, как определенный телеканал.

Контент-анализ целесообразно использовать при наличии большого количества текстовых документов с четкой структурой. Он широко используется при изучении сообщений, которые транслируются на массовую аудиторию: газеты, радио, ТВ.

Пред­положим, политологи изучают отношение избирателей к проблеме реформирования жилищно-коммунального хо­зяйства, что сегодня актуально в предвыборных пропа­гандистских акциях. Следовательно, единицей анализа будет любая часть письма, где речь идет о реформе ЖКХ.

Единицей счета можно в данном случае взять письмо и абзац. Тогда, предположим, из 100 поступивших заявле­ний граждан мы фиксируем наличие в 35 заявлениях тек­ста, связанного с проблемой ЖКХ. А из 700 абзацев этих 35 заявлений 250 непосредственно содержат информацию о проблеме. Такая обработка документов позволяет нагляд­но в количественных показателях увидеть значение опре­деленных проблем в жизни граждан. (Заметим, что воз­можны и другие операции по применению контент-ана­лиза).

Техника проведения контент-анализа состоит из нескольких этапов:

1 ЭТАП: Определение основной цели и задач исследования

2 ЭТАП: Определение эмпирического материала исследовании. Круг привлекаемых материалов может быть очень широк – официальные документы, периодическая пресса, художественная литература и др. Может быть выбран один или несколько источников информации. Например, если выявляются закономерности использования эфирного времени в рамках избирательной кампании, выбирается конкретный источник информации (какой-либо телеканал, см таблицу). Позиции каналов в отношении того или иного лидера могут быть охарактеризованы распределением внимания – долей в общем числе сообщений о различных партиях.

Упоминания политических деятелей в новостных и информационно-аналитических программах ТВ (ОРТ, Россия, НТВ) перед парламентскими выборами в Государственную думу в 2007 г. ( в ср.в месяц)

ронологические рамки – январь 2006 г. – декабрь 2006г.