КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (количественный, формализованный)
Г. Наблюдение
МЕТОДЫ ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
3. Третья группа– методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Они, как и уже рассмотренная группа, прямо не отражают специфику политологии и в основном заимствованы ею из конкретной социологии, практической психологии, кибернетикии некоторых других наук.
К этимметодам,наряду с другими, относятся:
А. Анализ документов
Б. Опрос:
В. Лабораторные эксперименты;
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
А. Анализ документов
Документ – любая информация, зафиксированная в печатном и рукописном тексте, на магнитной ленте, кино- и фотопленке. Выделяются официальные – правительственные заявления, коммюнике, стенограммы, отчеты и неофициальные документы - письма, мемуары, дневники.
Анализировать документы можно различными способами:
· контент-анализ,
· традиционный анализ
· методами герменевтики
· метод когнитивного картирования
К-А – это поиск в исследуемом тексте определенных смысловых понятий и выявление частоты их употребления в рамках общего содержания документа. Такие смысловые понятия называются обычно единицами анализа.
Единица анализа– логическая часть текста, посвященная интересующей нас проблеме.
Единица счета – письмо, часть письма (абзац), количество строк.
С помощью контент-анализа мы можем, например, выявить
– частоту упоминания имени того или иного политического лидера, политической партии в прессе, на ТВ за конкретный период
– закономерности использования эфирного времени в рамках избирательной кампании. Для чего выбирается конкретный источник информации, как определенный телеканал.
Контент-анализ целесообразно использовать при наличии большого количества текстовых документов с четкой структурой. Он широко используется при изучении сообщений, которые транслируются на массовую аудиторию: газеты, радио, ТВ.
Предположим, политологи изучают отношение избирателей к проблеме реформирования жилищно-коммунального хозяйства, что сегодня актуально в предвыборных пропагандистских акциях. Следовательно, единицей анализа будет любая часть письма, где речь идет о реформе ЖКХ.
Единицей счета можно в данном случае взять письмо и абзац. Тогда, предположим, из 100 поступивших заявлений граждан мы фиксируем наличие в 35 заявлениях текста, связанного с проблемой ЖКХ. А из 700 абзацев этих 35 заявлений 250 непосредственно содержат информацию о проблеме. Такая обработка документов позволяет наглядно в количественных показателях увидеть значение определенных проблем в жизни граждан. (Заметим, что возможны и другие операции по применению контент-анализа).
Техника проведения контент-анализа состоит из нескольких этапов:
1 ЭТАП: Определение основной цели и задач исследования
2 ЭТАП: Определение эмпирического материала исследовании. Круг привлекаемых материалов может быть очень широк – официальные документы, периодическая пресса, художественная литература и др. Может быть выбран один или несколько источников информации. Например, если выявляются закономерности использования эфирного времени в рамках избирательной кампании, выбирается конкретный источник информации (какой-либо телеканал, см таблицу). Позиции каналов в отношении того или иного лидера могут быть охарактеризованы распределением внимания – долей в общем числе сообщений о различных партиях.
Упоминания политических деятелей в новостных и информационно-аналитических программах ТВ (ОРТ, Россия, НТВ) перед парламентскими выборами в Государственную думу в 2007 г. ( в ср.в месяц)
(Хронологические рамки – январь 2006 г. – декабрь 2006г.