Основные принципы сегментирования рынков товаров

Таблица 6.1

Некоторые переменные, используемые для сегментирования

потребительских рынков

Переменная величина Типичная разбивка
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Регион Северо-запад РФ, Центральный район, Сибирь, Дальний Восток и т.п.
Округа (по величине) А, Б, В, Г
Город или стандартный метрополитенский ареал (по величине) С населением менее 5 тыс. человек, 5 - 20 тыс. человек, 20 - 50 тыс. человек, 50 - 100 тыс. человек, 100 - 250 тыс. человек, 250 - 500 тыс. человек, 0.5 - 1.0 млн. человек, 1 - 4 млн. человек, свыше 4 млн. человек
Плотность населения Города, пригороды, сельская местность
Климат Северный, южный
ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Общественный класс Низший низший, высший низший, низший средний, высший средний, низший высший, высший высший
Образ жизни Традиционалисты, жизнелюбы, эстеты
Тип личности Увлекающаяся натура, любитель поступать “как все”, авторитарная натура, честолюбивая натура
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Повод для совершения покупки Обыденная покупка, особый случай
Искомые выгоды Качество, сервис, экономия
Статус пользователя Не пользующийся, бывший пользователь, потенциальный пользователь, пользователь-новичок, регулярный пользователь
Интенсивность потребления Слабый потребитель, умеренный потребитель, активный потребитель
Степень приверженности Никакой, средняя, сильная, абсолютная
Степень готовности покупателя к восприятию товара Неосведомленный, осведомленный, информированный, заинтересованный, желающий, намеревающийся купить
Отношение к товару Восторженное, положительное, безразличное, отрицательное, враждебное
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Возраст Моложе 6 лет, 6-11 лет, 12-19 лет, 20-34 года, 35-49 лет, 50-64 года, старше 65 лет
Пол Мужчины, женщины
Размер семьи 1-2 человека, 3-4 человека, 5 человек и более
Этап жизненного цикла семьи Молодые одиночки, молодая семья без детей, молодая семья с младшим ребенком в возрасте до 6 лет, молодая семья с младшим ребенком в возрасте 6 лет и старше, пожилые супруги с детьми, пожилые супруги без детей моложе 18 лет, одинокие, прочие
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Уровень доходов Менее 2,5 тыс. долл., 2,5-5,0 тыс. долл., 5,0-7,5 тыс. долл., 7,5-10 тыс. долл., 10-15 тыс. долл., 15-20 тыс. долл., 20-30 тыс. долл., 30-50 тыс. долл., 50 тыс. долл. и выше.
Род занятий Лица умственного труда и технические специалисты; управляющие, должностные лица и владельцы; клерки, продавцы; ремесленники, руководители среднего звена; квалифицированные рабочие; фермеры; пенсионеры; студенты; домохозяйки; безработные
Образование Начальное или менее того, неполная средняя школа, выпускник средней школы, неполное высшее, высшее