Занятие-развлечение.

 

Тема "В гостях у бабушки Азбуки"

 

Цель: закрепить навык чтения слогов, слов с пройденными бук-

вами.

 

План занятия.

 

1. Составить слово по первым буквам — "Угадай-ка".

2. Кто больше составит слов.

3. "Слово рассыпалось".

4. "Волшебная цепочка".

5. Кроссворд.

6. Ребусы.

7. "Шифровальщики".

8. "Чья команда победит?".

9. "Найди пару".

10. "Хвастунишка".

11. Итог занятия. Награждение победителей.

 

1. "Угадай-ка".

По первым буквам слов составить новые слова.

Показываются таблицы, на каждой из которых 3-4 предметных

картинки. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют

первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся

слово. Выигрывает команда, которая первая сможет определить за-

шифрованное на таблице слово.

РОТ — расческа, ослик, топор.

РАК — рука, ананас, колесо.

КАША — кошка, ананас, шары, арбуз. '

АИСТ — арбуз, игла, самолет, торт.

ПУХ — попугай, утенок, хлеб.

МУХА — матрешка, удочка, хлеб, арбуз.

СОН — сорока, ослик, носорог.

МАК — мука, Айболит, карандаш.

ЛУНА — лук, У, ножницы, апельсин.

ЛУК — лось, У, колесо.

УСЫ — уши, собака, Ы.

КОЗЫ — кастрюля, О, зонт, Ы.

ТАНК — туфли, А, Н, конфета.

Подводится итог, каждый отгадавший слово, получает фишку, по

числу которых в конце занятия можно определить победителя или

команду-победителя.

 

2. "Кто больше составит слов ".

Предъявляются слоговые таблицы, каждая разделена вертикаль-

ной чертой на 2 половины. Задание: к слогу, напечатанному слева,

подобрать слог из напечатанных справа так, чтобы получилось слово.

Чья команда больше составит слов, та и выигрывает.

Вариант: слова составлять из кубиков, каждая команда в отве-

денном ей месте выкладывает слова, затем демонстрирует их веду-

щему.

ХА ТЫ ЛАТ НО ТОК СЫ

СА ТА ХАР КА РЫ ША

 

ША СОК СА ТО НА

НО КУ РЫ РА ЛУ МА

 

3. "Слово рассыпалось ".

На двух столах приготовлены кубы (можно мячи, шары, круги и

т. д.), на которых наклеены буквы, составляющие слова. Слова прочи-

тываются. Выбранные дети (по количеству букв) берут эти кубики,

под музыку выполняют любые движения, можно танцевальные, мож-

но бег по залу врассыпную. Как только музыка останавливается, нуж-

но как можно быстрее собрать команде свое слово.

Слова: МАК, СУП, ДОМ, КОТ, ТОМА, ЛУША.

Вариант: кто быстрее составит слово.

Атрибуты те же, можно по типу эстафеты, например, 1-й бежит,

2-й перепрыгивает через кубики, 3-й прыгает через скакалку, 4-й про-

лезает через обруч по ходу бега, но каждый из них, добегая до стола,

выбирает кубик, ставит его на соответствующее место, бегом возвра-

щается к команде, передавая, таким образом, эстафету следующему

игроку. В завершении проверяется, правильно ли составлено коман-

дой заданное слово.

 

4. "Волшебная цепочка ".

На двух столах приготовлены предметные картинки, конечная

буква в названии одной является начальной буквой в названии другой

картинки.

По типу эстафеты дети из команд берут каждый по одной кар-

тинке и пытаются найти свое место в цепочке. Первое слово цепочки

называет ведущий.

Слова для цепочек: карандаш — шкаф — флажок — куст — то-

пор — ракета — автобус; сук — ключ — чайник — кошка — ананас —

сом — мак — крокодил — лук.

 

5. Кроссворд "Куда спешат звери?"

На предметных картинках номера: 1 — мышка, 2 — кот, 3 —

слон, 4 — лиса, 5 — аист, на доске сетка кроссворда с выделенными

клетками.

По типу эстафеты дети выходят и вписывают названия животных

в клетки. После того, как кроссворд заполнен, читают выделенное

слово.

 

 

 

м ы ш К А  
    к О т  
с л о н    
    л и с А
  А и с т
         

 

6. Отгадываем ребусы.

1. "Построй по высоте".

Из букв, различных по высоте, составить слово, начиная с самой

высокой.

ОП л — пол а П Л А — лапа р А Ш — шар ыОС — осы

 

2. "Добавишь букву — изменишь слово".

Предъявляются таблицы:

Ш, утка (шутка) Г, роза (гроза)

Э, кран (экран) шар, Ф (шарф)

 

3. "Букву в слове поменяй, слово новое называй".

Л/Ш — шапки Р/К — кот Р/М — маки

С/Х — халат П/Т — торт У/А — раки Ы/О — дом

 

4. В зависимости от подготовки группы можно предложить отга-

дать слова:

М ША У А

У Наум ТА Наташа ШКА подушка РОК подарок

КОМ КА КАР

ТА комната ВА канава вал карнавал

7. "Шифровальщики" или "Кого возьмем в разведчики".

Дается задание первой паре детей (по 1-2 из каждой команды):

достать из конверта картинку, назвать слово, составить к нему звуко-

слоговую схему, например, РАК, МАК.

Следующей паре детей необходимо к предложенной схеме (из

конверта) подобрать слово.

Предметные картинки: 1 — лампа, суп, шуба, барабан;

2 — шары, лопата, маска, мак.

 

8. "Чья команда победит? "

Из каждой команды выходят по 3-4 ребенка, которые получают

разноцветные круги с наклеенными буквами. Получив круги, держат

их обратной стороной к зрительному залу. Из каждой команды выхо-

дят по 1 желающему, которые получают задание "развесить" гирлян-

ду таким образом, чтобы можно было прочитать слова. По команде

разноцветные круги показывают всем детям, водящий составляет сло-

во. Закончив работу, просит поднять круги вверх. Все читают слова,

например, ШАРЫ, РУКА, ЛАПА, КАША и т.д.

Побеждает команда, игрок которой первым составит слово.

 

9. "Найди пару ".

Названные дети (по 4-5) получают на одну из рук браслет-

резинку с кружком (квадратом), выполняют под музыку танцеваль-

ные движения, демонстрируя друг другу свои буквы, после оконча-

ния звучания нужно встать парами так, чтобы можно было прочи-

тать слог (сначала выбор делают мальчики, затем девочки; просто

названные по имени дети; те, у кого на браслетике согласная буква;

гласная буква и т.д.)

 

10. "Хвастунишка".

В конце разыгрывается сценка, которую дети готовят заранее, в

секрете от остальных, это могут быть и гости из другой группы.

У детей шапочки с изображением зверят: мишка, белка, ежик, медве-

жонок, зайчонок.

Ведущий: Закончилось лето, собрались на полянке в лесу зверя-

та, показывают, что им родители к школе приготовили.

Зайчонок: Мне мама ранец купила.

Мышка: А мне краски разноцветные.

Белочка: А мне букварь с разноцветными картинками.

Ежик: А мне альбом.

Ведущий: Все ребята хотят в школу.

Медвежонок: Эка невидаль, школа, я и без школы все знаю!

Зайчонок: И рисовать умеешь?

Мышка: И писать умеешь?

Ежик: И буквы знаешь?

Медвежонок: Я все знаю, все умею.

Белочка: Тогда прочитай, что здесь написано.

Ведущий: Взял медвежонок (звери улыбаются). А вы, ребята, до-

гадались, почему звери рассмеялись?). (Мишка держал букварь вверх

ногами).

 

4. Занятие-досуг "Умники и умницы".

 

Тема «звук — слог — слово — предложение»

 

Цель: активировать словарь, развивать связную речь, формиро-

вать звукобуквенный анализ и синтез, совершенствовать навык пись-

ма и чтения.

Методические приемы.

 

1. Игра "Разноцветный сундучок".

2. Игра "Скажи наоборот".

3. Игра "Шифровальщик".

4. Игра "Слово рассыпалось".

5. Игра "Кто здесь лишний?".

6. Игра "Шел прошлогодний снег".

2. Игра "Кто больше назовет?".

 

Оборудование: доска, мел, сундучок, ребус, карточки в форме ле-

пестков ромашки, предметные картинки, пуфики, наборное полотно,

снежинки, буквы, схема кроссворда "Доброта", магнитофон, песня

А. Беликова "Снег", песня из мультфильма "Фунтик".

 

Ход занятия.

 

На демонстрационной доске — графическая схема будущего

кроссворда. По мере отгадывания слов кроссворда дети самостоя-

тельно вписывают их в схему кроссворда.

 

1. Игра "Разноцветный сундучок"

(определение первого звука в слове).

Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, бинт, ло-

пата, радуга, мешок, халат.

Ведущая: Я картинку положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Оля (Миша, Катя),

Загляни,

Вынь картинку, назови.

Ребенок достает картинку из сундучка, четко, правильно произ-

нося звука в слове, называет ее и определяет первый в слове. Картин-

ка ставится на наборное полотно. Когда все картинки выставлены,

ведущая предлагает найти среди картинок первое слово кроссворда,

отгадав загадку:

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга).

Ребенок, первый отгадавший загадку, вписывает слово "Радуга" в

схему кроссворда.

 

2. Игра "Скажи наоборот " (деление слов на слоги).

Ребенок называет слово-антоним, делит его на слоги, перепрыги-

вает через пуфики столько раз, сколько слове слогов. Последнее сло-

во (ночь) — второе слово кроссворда.

грустный — ... (веселый), мокрый — ...(сухой),

сильный — ...(слабый), старый — ...(молодой),

большой — ...(маленький), высокий — ...(низкий),

широкий — ...(узкий), толстый — ...(тонкий),

длинный — ...(короткий), горячий — ...(холодный),

больной — ...(здоровый), день — ...(ночь).

3. Игра "Шифровальщик " (звуковой анализ и синтез слогов).

Детям предлагается "расшифровать" слово по первым звукам

других слов: барабан, арбуз, ножницы, кошка, аист — банка (третье

слово кроссворда).

 

4. Игра "Слово рассыпалось " (составление слов из слогов).

На наборное полотно выставляются карточки со слогами. Рас-

ставляя в нужном порядке слоги, детям надо составить слово. По-

следнее составленное слово (рука) — четвертое слово кроссворда.

ка, пол — полка пус, та, ка — капуста

ва, тык — тыква та, кар — карта

ши, ма, на — машина ки, сан — санки

лот, пи — пилот зы, му, ка — музыка

ша, гру — груша та, пар — парта

ги, но — ноги ка, ру — рука

 

5. Игра "Кто здесь лишний? " (Послоговое чтение).

Карточки, с одной стороны — картинка, с другой — название,

написанное печатными буквами. Карточки разложены на полу в фор-

ме ромашки шрифтом вверх. Ребенок отрывает лепесток "ромашки",

читает слово, затем переворачивает лепесток и сравнивает прочитан-

ное с изображением на ней. Из "оторванных" лепестков рядом выкла-

дывается другая "ромашка" иллюстрациями вверх. Дети определяют

лишнее слово. Это слово "слон" — пятое слово кроссворда. Слова в

ромашке — корова, собака, кошка, коза, слон.

 

6. Игра "Шел прошлогодний снег " (анализ предложения).

Дети стоят на ковре с закрытыми глазами. Звучит музыка. Тихо

"падают" снежинки (на одной из снежинок задание). Дети находят

снежинку с заданием. Задание: прочитать предложение, составленное

на наборном полотне и ответить на вопросы.

Кот сидит под столом.

— Сколько слов в предложении?

— Какое первое слово? второе? третье? четвертое?

— Какое короткое слово в предложении?

— О каком домашнем животном говорится в предложении?

Слово "кот" — шестое слово кроссворда.

 

7. Игра "Кто больше назовет слов? "

(навык связного говорения).

Ведущая: Прошла зима, но она еще напоминает о себе морозами,

снегом, зиме на радость, весне — на удивление. Вспомните и назови-

те пословицы, поговорки, загадки о зиме.

Кто больше всех назовет, тот и впишет последнее слово кросс-

ворда.

В конце досуга дети все вместе читают ключевое слово кросс-

ворда — "доброта". Звучит песня "Доброта" из мультфильма

"Фунтик", дети свободно двигаются по залу и подпевают мелодию.

РАДУГА

  н Оч Ч ь  
    Б А н К
    Р У К а
  с л К О ОН т    
И М А    

 

Приложение

 

Пословицы, поговорки и загадки о зиме.

 

1. Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

2. Холодная зима — жаркое лето.

3. На морозе и старик вприпрыжку идет.

4. Новый год — к весне поворот.

5. Зима снежная — лето дождливое.

6. В феврале зима с весной встречаются впервой.

7. Февраль — месяц лютый, спрашивает: "Как обутый?"

8. Зимою вьюги — летом ненастье.

9. Не было бы снегу, не было бы и следу.

10. Много снега — много хлеба.

11. Снег на полях — хлеб в закромах.

12. Лето собериха, зима — поедиха.

 

1. Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня... (зима).

2. Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима).

 

3. Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла,

Сделал снежными сады. (Мороз, зима).

4. Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось. (Снег).

5. На землю упало пуховое одеяло.

Лето пришло — одеяло все сошло. (Снег).

6. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Снег).

7. С неба звезды падают, лягут на поля.

Пусть под ними скроется черная земля.

Много, много звездочек, тонких, как стекло,

Звездочки холодные, а земле — тепло. (Снежинки).

8. С неба — звездой, в ладошке — водой. (Снежинки).

9. Бел, да не сахар, ног нет, да идет. (Снег).

10. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег).

11. Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица. (Вьюга).

12. Гуляю в поле, летаю на воле.

Кручу, верчу, знать никого не хочу. (Метель, вьюга).

13. Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз).

14. Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз).

15. Кто поляны белит белым?

И на стенах пишет мелом?

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Мороз).

16. На дворе горой, а в избе водой. (Лед).

17. Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло —

Скользко, весело, светло! (Лед).

18. Рыбам зиму жить тепло —

Крыша — тонкое стекло. (Лед).

19. Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней).

20. Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан... (Иней).

21. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она, потечет. (Сосулька).

22. Детки сели на карниз

И растут все время вниз. (Сосулька).

23. Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).

 

 

5. Занятие-развлечение "Собираем урожай".

 

Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.

 

Ход занятия.

 

1. Игра "Назови овощи и фрукты ".

а) Логопед предъявляет детям корзину с овощами со словами:

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи. И вот...

Расселся, разлегся

В большущей корзине

И красный, и желтый,

И черный, и синий,

Здоровый такой

Разноцветный народ. (Помидор, репа, редька, баклажан).

б) Дети называют овощи из одной и фрукты из другой корзины.

в) Логопед сообщает тему досуга.

 

2. Подвижная игра "Сад и огород " (закрепление глагольной лексики).

Дети выбирают шапочки с изображением фруктов и овощей и

становятся в круг, взявшись за руки. Водящий ребенок в центре круга.

а) Дети идут по кругу то в одну, то в другую сторону со словами:

Мы пришли в огород,

Огурец здесь растет.

Водящий ребенок (в шапочке огурца) дает команду:

Приседай, приседай,

С грядки огурец срывай.

Дети приседают, имитируют движение по заданию водящего.

Водящий меняется, меняется и следующее задание. Например,

морковку из грядки выдергивай.

б) А теперь мы в сад пойдем,

Мы там яблоки нарвем.

 

На носочки вставай,

Прямо с дерева срывай.

3. Пантомима "Репка".

Роли выбирают дети по желанию или их распределяет логопед.

Пантомиму можно повторить с другим составом участников.

 

4. Подвижная игра-эстафета

"Поможем маме приготовить обед".

Играют две команды. В корзине натуральные овощи и фрук-

ты или муляжи: капуста, лук, чеснок, морковь, свекла, картошка,

петрушка, яблоко, груша, банан, лимон, ананас, апельсин, ман-

дарин.

"Мама пришла с рынка, в корзине овощи и фрукты. Решила

приготовить обед: сварить борщ и компот. Необходимо разложить

их так, чтобы в одной кастрюле можно было варить борщ, а в другой

компот."

 

5. Сценки-шутки, подготовленные заранее.

а) Белка: Почему ты, зайчик, грустный?

Зайчонок: Потерял кочан капусты.

— А какой?

— Вот такой... Круглый, белый и большой.

— Ну-ка, зайка-шалунишка,

Дай потрогать животишко!

Он тугой, как барабан!

— Значит, съел я свой кочан. И забыл.

б) Мама: Где же яблоко, Андрюша?

Андрюша: Яблоко давно я скушал.

— Ты не мыл его, похоже?

— Я с него очистил кожу.

— Молодец ты стал какой.

— Я давно уже такой.

— А куда очистки дел?

— Я очистки тоже съел!

 

6. Конкурс загадок.

а) Вспомнить и загадать загадки об овощах и фруктах.

б) Составить загадку-описание.

 

7. Подвижная игра "Собираем урожай ".

Играют 2 команды. Первые участники собирают, например, ба-

наны. Результат каждого участника подсчитывается хором. Вторые

участники собирают морковки.

8. Игра "Выбираю сок ".

Дети долго играли, дети очень устали.

В группу спешат, соки пить хотят.

Дети выбирают пластмассовые стаканчики, в которые вложены

закладки с изображением фруктов и овощей и называют, какой сок

они выбрали.

Дети дают разные варианты ответов: Я люблю яблочный сок, он

сладкий. Я выбрал морковный сок. Больше всего мне нравится гру-

шевый сок.

Подведение итогов. Объявление команды-победителя.