В группе общего недоразвития речи
Проведение логопедического досуга
Комбинированного вида для детей с ОНР
Взаимосвязь в работе специалистов детского сада
Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими об-
щее недоразвитие речи, осуществляется в дошкольных учреждениях в
форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Раз-
личными авторами предлагаются методики преодоления речевого
дефекта детей дошкольного возраста от строго регламентированной
поэтапной работы (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева),
которая является программой обучения детей с ОНР, утвержденной
Министерством образования Российской Федерации, и комплексно-
тематических методик (В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко,
Т.А. Ткаченко, Е.А. Пожиленко и др.) до развлекательно-игровых с
привлечением сказочных сюжетов и героев или вымышленных героев
в приключенческих ситуациях.
Полностью разделяя общепризнанные методические направления
формирования речи при ее недоразвитии (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина,
Г.А. Каше), авторы тем не менее подчеркивают, что поиски приемов и
методик в логопедической психолого-педагогической практике кор-
рекции речи не утратили своей актуальности, поскольку некоторые
нарушения речи могут быть устранены при помощи логопеда в услови-
ях поликлиники или логопедического пункта, а другие требуют систе-
матической помощи ребенку в условиях специального учреждения.
Логопеды могут воспользоваться различными авторскими мето-
диками, критически оценив их значимость и актуальность, апробиро-
вать собственные, совершенствуя их год от года.
В настоящее время успешно используются различные варианты
организации занятий с опорой на:
— описанные в литературе, известные и придуманные (иногда с
помощью детей) игры;
— литературные и придуманные персонажи;
— сказочные сюжеты;
— воображаемые путешествия, поездки, приключения;
— настольно-печатные игры;
— рисунки и другие работы детей;
— игры-драматизации.
Темы и сюжеты таких занятий могут планироваться с учетом по-
желаний детей или разрабатываться в форме совместного экспромта
логопеда и детей при ведущей и руководящей роли логопеда.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими ре-
чевую патологию, много лет назад подтолкнули нас к идее проведе-
ния логопедических досугов как итоговых занятий после изучения
определенных тем или звуков и букв. Этот вид деятельности дает
возможность детям психологически подготовиться к публичным вы-
ступлениям на праздниках в детском саду, поскольку дети с речевой
патологией не имеют, как правило, опыта участия в таких мероприя-
тиях. Сначала такие занятия-развлечения проводились только в груп-
пах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и
имели тематику праздников правильной речи, поставленных и авто-
матизированных звуков. В последующие годы логопедические досуги
стали проводиться и в группах для детей с ОНР, включая игровые
задания по лексико-грамматической тематике.
Цель этих занятий: в занимательной игровой форме обобщить и
закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения
детей, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического
воздействия. Речевой материал подбирается с учетом индивидуаль-
ных речевых возможностей детей, проговаривается на индивидуаль-
ных занятиях с логопедом, воспитателями или родителями.
Музыкальное сопровождение, подбор и разучивание необходи-
мых хореографических элементов и движений, а также песенок, му-
зыкальных шуток осуществляется музыкальным руководителем на
индивидуальных занятиях.
К участию в отдельных этапах могут приглашаться родители или
дети других групп.
В результате наших многолетних наблюдений мы убедились, что
участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помо-
гает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений,
обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных
игр или действий, в игровой форме закрепить полученные знания,
умения и навыки.
Для иллюстрации приведем пример логопедического досуга на
тему «Удивительное путешествие в страну Букварию».
Программное содержание: закреплять навык чтения слов с