Фрэнсис Бэкон .

Бэкон Фрэнсис (1561 —1626) — английский философ, писа­тель, политик (лорд-канцлер Англии в 1618—1621 гг.). Главные сочинения — «Новый органон, или Истинные указания для ис­толкования природы», «О достоинстве и приумножении наук», повесть «Новая Атлантида», в которой представлена технокра­тическая утопия. В британской философии Нового времени традиция эмпиризма обрела свое классическое выражение, на­чиная с творчества Ф. Бэкона — первого из плеяды выдающих­ся философов XVII в., разработчика методологии эмпиризма.

«Островной эмпиризм» — обозначение гносеологической позиции, характерной для британских философов и противо­стоящей так называемому «континентальному рационализму», распространенному на европейском континенте в XVII в., гно­сеологическому рационализму в узком смысле.

Эмпиризм (от греч. — опыт) — направление в гносе­ологии, согласно которому чувственный опыт есть основа по­знания, его главный источник и критерий достоверности (ис­тинности). Эмпиризм включает в себя сенсуализм, но не совпа­дает с последним. Сенсуализм (от лат. sensus — чувство, ощущение) сводит все содержание знания к ощущениям. Его девиз: «Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувст­вах». Сторонники эмпиризма усматривают фундамент познания в опыте, в который входят знания и навыки, образующиеся на основе чувственных данных в результате деятельности сознания в целом и практики.

Философия Фр. Бэкона строится на убеждении в положи­тельной силе науки, тесно связанной с техническими изобрете­ниями, в насущной необходимости выработки научного мето­да. Взгляды его оказали влияние на формирование идеалов на­учности в Новое время, в частности на распространение сциентизма. В представлениях Фр. Бэкона именно наука, под­нятая на небывалую высоту, и возвышает современную ему эпоху над прежними. Наука должна иметь прочную опыт­но-экспериментальную базу, вырабатывать систему истинного знания о мире, служить мощным средством подчинения при­роды интересам человека и совершенствования общества. Фр. Бэкон выдвинул проект «великого восстановления наук» — реформирования способа существования знания в со­ответствии с его идеалом. Центральное место в разработанной Фр. Бэконом классификации видов знания отведено натуральной философии. Руководствуясь принципом: «Бог вначале осветил, а потом создал мир», Фр. Бэкон разделил знания на све­тоносные и плодоносные, т. е. разграничил науки теоретиче­ские и практические в области естествознания.

Методологию Фр. Бэкона предваряет критическое исследо­вание того, что препятствует адекватному познанию. Он выде­ляет четыре вида заблуждений (идолов, призраков), властвую­щих над человеческим умом: 1) идолы рода — изъяны в чувст­венном и рациональном познании, свойственные человеку как таковому, например антропоморфизм, телеологизм, идеализация; 2) идолы пещеры — индивидуальные недостатки в познании, обусловленные особенностями телесной организации, воспита­ния, среды, обстоятельств, вызывающих те или иные пристра­стия, ведь человек склонен верить в истинность того, что предпочитает; 3) идолы рыночной площади — распространенные предрассудки, порожденные главным образом неправильным словоупотреблением, непониманием того, что слова суть зна­ки, метки, указывающие на значение вещи для людей; 4) идо­лы театра — ложные теории, поддерживаемые слепым религи­озным рвением, авторитетные искусственные построения («фи­лософский театр»), произвольно трактующие природу. Например, Аристотель приписывал природе свои представле­ния, исходя из принципа целесообразности природы, тогда как истина — «дочь времени, а не авторитета», а наука должна за­ниматься поиском причин, а не целей. Низвержение идолов театра необходимо, чтобы очистить путь к истинам науки. Подлинно научный метод исследования пролегает между край­ностями эмпиризма и догматизма. Одни ученые, подобно му­равьям, собирают в кучу разрозненные факты; другие, подобно паукам, извлекают знания из книг, пользуясь схоластическими приемами. Фр. Бэкон считает, что силлогизм и дедук­ция — главный инструмент схоластов — не годится для получе­ния нового знания. Так как, руководствуясь этими методами, можно лишь вывести из догматических утверждений следствия, истинность которых сомнительна.

Подлинные ученые, подобно пчелам, собирают нектар эм­пирических знаний о природе и перерабатывают его в мед тео­ретической науки. Развивая методологию эмпиризма, Фр. Бэ­кон предлагает свой индуктивный метод как метод подлинно научного познания природы. Следуя ему, ученый должен выводить положения («аксиомы») из ощущений и частных данных, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим аксиомам, являющимся истинными. Этo научная индукция, по Фр. Бэкону, которая, в отличие от индукции через простое перечисление, предполагает эксперимент производит «в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний» делает необходимые выводы. Для установления закономерности связи одного явления с дру­гим Фр. Бэкон предлагает составлять списки: 1) присутст­вия — случаев, когда оба явления наличествуют; 2) отсутст­вия — случаев, когда одно явление есть, а другого нет; 3) изме­нений — случаев, когда степень присутствия одного явления меняется с изменением степени присутствия другого. Пользу­ясь этим методом индуктивного вывода через элиминацию (исключение), сам Бэкон приходит, в частности, к выводу о том, что причина тепла — это движение мельчайших частиц вещества, преодолевающих препятствия.

Вслед за Фр. Бэконом «островной эмпиризм» развивали в британской философии XVII—XVIII вв. Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм и другие. Существенное влияние идеи Фр. Бэкона оказали на всю философию Нового времени.