Лекция 13. Земля и рента.

Основная задача, решаемая русскими евразийцами, заклю­чается в обосновании концепции «третьего пути» развития России как Евроазиатского континента, особого культур­но-географического мира.

В евразийском наследии сочетаются и философские, и идеологические элементы, что неизбежно ставит проблему философского статуса евразийской доктрины, Вне контекста русской философии евразийская доктрина не существует, но она может проявляться и как внефилософский проект. Об этом говорят и сами работы евразийцев, посвящен­ные истории, географии, этнографии.

Идеологически евразийство представляет собой проект воз­рождения России—Евразии. Этому проекту свойствен утопизм (счастливое обустройство земли русской); критицизм (в основ­ном по отношению к марксизму, «славянофильскому большевизму»), антизападничество (что объединяет его со славянофи­льской доктриной), основанное на ощущении катастрофы За­пада, его неизбежной гибели.

Ведущая идея евразийцев — характеристика российской культуры и государственности как туранско-азиатской, возник­шей в результате трудного слияния народов «степи» с народа­ми «леса». По этой причине «особый путь» России уже не свя­зывается со славянством (как у славянофилов), а подчиняется новой парадигме — интегральной Евразии, историко-культур­ному синтезу Юга (Византия), Востока («Исход к Востоку») и Запада.

Таким образом, евразийское пространство — это и территориальное и духовно-культурное объединение; субъек­том исторического процесса здесь парадоксальным образом оказывается территория. Духовное единство новой евразийской общности осуществляется ценностями православия (при этом остается «за скобками» — а захотят ли азиатские народы следо­вать православию?). «Туран-азиатский» тезис был подвергнут решительной критике И. А. Ильиным, назвавшим его полити­зированным «чингис-хамством» и упрощенческим «географиче­ским материализмом». Для другого русского мыслителя Ф. А. Степуна — «азиатский вектор» тождествен антиевропеиз-взращенному славянофилами (для самого Степуна Рос­сия — это специфическая Восточная Европа, а не Азия).

78. Есть ли различие в понимании русской идеи у Вл. Соловьева и славянофилов?

«Русская идея» — это термин, обозначающий систему пред­ставлений о месте России в мировом сообществе, особенно­стях ее истории, культуры, национальной ментальности и на­ционального характера. О русской идее писали преимущест­венно философы, а не историки, социологи и экономисты. По этой причине обсуждение русской идеи шло в рамках ори­гинальной и самобытной русской философии истории в ее ис­ториософском варианте. В терминах современной философии русская идея является одной из форм проработки логики цивилизационного развития России.

Один из первых вариантов русской идеи проявляется в утверждении «Москва — Третий Рим» старца Филофея. Для славянофилов (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Сама­рин, К. С. Аксаков) русская идея представлялась исследовани­ем пределов европеизации России и включала такие проблемы, как Россия и Запад, Россия и Восток, Запад и Восток. Состав­ляющими частями русской идеи у славянофилов были консер­вативно-патриархальная утопия (идеализация патриархального уклада России); неприятие европейской цивилизации; антиде­мократизм (критика частной собственности, буржуазного ин­дивидуализма и правового государства); принцип соборности1

1. Соборность — это способ духовного объединения людей на основе уни­версализма, нравственно-христианских ценностей. Русские философы интерп­ретируют соборность в двух основных смыслах: как надличностное коллективистское состояние общества (П. Флоренский) и как идеальное со­стояние общества, основанное на абсоолютном единстве свободы, любви и христианской религии (А. С. Хомяков, Н. А. Бердяев).

Программа славянофилов — это создание русской философии (как философии русской идеи) и националь­ной идеологии. Исходный пункт — отказ от западной модели исторического развития и модели западного рационализма, тесно связанных с католицизмом и протестантизмом. Главная роль в деле самобытного пути России отводилась ими право­славию и идейному наследию восточной церкви; обосновыва­лась чуждость парадигм западного мышления русской культуре (Киреевский).

В. С. Соловьев подверг критике славянофильскую русскую идею за ее националистичность, примат национального над религиозным, не принял тотальную критику славянофилами католицизма и протестантизма (за юридический формализм и логический рационализм). Однако есть и общее в понима­нии русской идеи славянофилами и Соловьевым: оно заключа­ется в глубоком убеждении, что русская идея есть идея религи­озная, нравственно-политическая, традиционалистская.

Соловьев исходил из миссии любой нации в истории, причем нация для него — не этнос, а система «человек — государ­ство». Собственно национальная идея и есть миссия нации в составе мирового целого. Если нация не имеет своей «органической функции во вселенской жизни», то она не имеет оправдания своего существования. Идея нации состоит «не том, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог умает о ней в вечности». (Сравним: для Н, А. Бердяева рус­ская идея суть предельное выражение национального характере, антипод «бесцветности».) Великое человеческое единство реализуется как Вселенская Церковь. И, таким образом, обсуждение русской идеи привело Соловьева к концепции свободной теократии. Соловьев в статье «Идолы и идеалы» писал, свободная теократия не исключает любви к своему народу; чтобы любить все человечество, надо научиться любить свой народ. В этом смысле Соловьев, как и славянофилы, придерживался важной идеи необходимости служения народу.

Русская идея Соловьева противопоставлена славянофильскому мессианизму и идеологам православия, предложившим концепцию спасительной роли православной России в отношении всего человечества. Содержанием русской идеи, согласно Соловьеву, во-первых, является осуществление «социальной троицы» в России — органического единства церкви, государства и общества. «Восстановить на земле этот верный образ божественной троицы — вот в чем русская идея». «Согласные действия» первосвятителя, царя и пророка носят характер «верховных жизненных начал», решающего фактора духовного вектора развития. Во-вторых, Россия — это часть христианско­го мира, и ее задача состоит в содействии сближению всех христианских народов на основе принципов христианской нравственности. Чтобы осуществить русскую идею, Россия должна трудиться не для себя, а для мира «во имя христиан­ского начала». Разделяя убеждение Ф. М. Достоевского о «все-человечности» русского характера, Соловьев обратился к идее воссоединения христианских церквей потому, что видел тра­гизм исторической судьбы России в ее отъединенности от Ев­ропы.

 

Вопросы

1. Особенности земли как фактора производства

2. Спрос, предложение и цена на землю

3. Налогообложение земли