Конфуцианство

Основатель учения -- Конфуций (551—479 гг. до н.э.) не оставил никаких сочинений. Он проповедовал устно. Позднее его беседы были записаны его учениками в трак­тате «Лунь юй>>. В своей концепции Конфуций призывал верить в идеи трех древних книг и передавать их. Духи предков через три книги являются посредниками между человеком и небом. Поэтому «Я передаю, но не создаю; Я верю в древность и люблю ее»1.

Конфуций исходил из признания религиозно-мифологическо­го учения о Дао. В отличие от даосизма, делавшего упор па природное начало, он придал своему учению морально-полити­ческий, социальный характер. Дао, по его мнению, воплощается в образе «святых — совершенномудрых» и способствует благое приятному общественному развитию. Необходимость разработки такого учения обусловлена наличием множества отдельных государств и частыми раздорами между ними, а также внутренними. социальными конфликтами. Призывая к политической стабильности, Конфуций развивал принципы государственного управления. Его учение — идеология прочного китайского государства; Оно получило официальный статус государственной идеологии и сохранило его до начала XX века. Поэтому в Китае существует традиционно-охранительная, консервативная оценка данной философии. Конфуций переработал этико-мифологическое мировоззрение, придал ему большую философичность.

Он сохраняет идею государства неба как основополагающую Небо -- это природа, первопредок (т.е. Бог) и человек. Неб наделяется им силой и разумом, оно божественно. Все опреде­ляется небом. Ход вещей предопределен небесным провидением. Человек не создает сам себя и не действует по своим желаниям. Благородный человек познает свою судьбу, свое небесное пред­определение. Философия Конфуция фаталистична.

Конфуций говорил: «Из рожденных Небом .и Землей человек является самым ценным». Природа человека в сущности своей едина. «По природе люди близки друг к другу, а по привычке -далеки». Человек по своей внутренней сути обладает добродетельными импульсами: любовь к людям (женъ), справедливость (и), искренность (синь), уважение к родителям (сяо), предан­ность правителю (чжун) и т.д. Однако эти добродетели (гуман­ность) не у каждого находят свое внешнее проявление. Многие люди обуреваемы стремлением к наслаждениям и выгоде.. «Это - «ничтожества». Благородный человек руководствуется моральными принципами («должной справедливостью»). Он по­степенно приобретает благопристойность, т.е. внешне, посредст­вом ритуалов проявляет свои внутренние гуманные импульсы. «Тот, кто полностью использует свое сердце и разум, реализует себя, а реализовав себя, реализует целое, так как «все мириады вещей кончаются во мне»1. Таким образом, между гуманностью и благопристойностью устанавливается гармоничное соответст­вие, которое реализуется в «золотом правиле» нравственности и в сбалансированности между «словом и делом». Поэтому, чтобы жить в справедливости с другими людьми, следует обязательно найти согласие с самим собой. Небо же следит за справедливос­тью на Земле.

Гармония между гуманностью и благопристойностью образует такой социальный порядок (путь), в котором органично слива­ются воедино все перечисленные выше добродетели. Система этих добродетелей формирует космическое дао, воплощаемое в благородном человеке в его «благодати-добродетели» и направ­ляемое на управление государством и воспитание подданных.

Свою этику Конфуций положил в основу учения о государ­ственном управлении. Он говорил: «Как ветер господствует над травой, так и благородный человек» -- над «ничтожеством»2. В основу взаимоотношений между правителями и подданными по­ложен принцип «взаимного стремления к добру». Благородные люди (правители) обязаны в управлении исходить не из закона, а из добродетели. Государство рассматривалось как одна семья. Власть в государстве принадлежит императору, к которому у подданных должна быть «сыновья почтительность». «Тогда люди следуют за ним, как дети за родителями». Император же обязан сочетать в себе черты чиновника и философа. «Небо рождает народ. При этом его природа обладает способностью стать доброй, но еще не может стать доброй. Для того, чтобы сделать его природу доброй, небо ставит над ним государя. Таков замысел Неба. Народ получает от Неба природу, которая не может сама стать доброй, и

Государь наследует и продолжает замыс­лы Неба и его предназначение — завершить становление приро­ды народа»1. Таким образом, смысл земного порядка состоит в исправлении имен. Все должно быть названо своим именем; им­ператор является императором - он правит.