Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.)
Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завершилось превращение римского государства в неограниченную военно-бюрократическую монархию восточного типа («доминат», от доминус – господин). Становление домината завершилось делением империи на четыре части. Оно узаконило уже назревшее хозяйственное обособление частей государства, связанное с частичным возвратом к натуральному хозяйству.
На рубеже III-IV вв. в самом Риме еще сильны были старые архитектурные традиции. Дворец Диоклетиана в Салоне (Спалато, совр. Сплит) резче отразил новые тенденции в понимании дворцового сооружения как в конструкциях, так и в декоре. Громадные размеры (108×220 метров) и великолепие дворца, предназначавшегося для проживания Диоклетиана после его ухода от власти, дают представление о богатстве военно-бюрократической знати при поздней империи, несмотря на ее общее разорение и упадок (рис. 10.32).
Рис. 10.32. Дворец Диоклетиана в Салоне, нач. IV в. н. э. Реконструкция
Дворец, построенный на берегу моря, окружен стеной с башнями. Главные помещения императорских покоев были обращены в сторону моря (рис. 10.30). В средней части «морской» стены размещался вход во дворец по каналу, прорытому от побережья. Посетители могли попасть во дворец на лодках с крупных морских судов, которые оставались дрейфовать на внешнем рейде. В это беспокойное время города становились крепостями, а виллы и дворцы – замками (рис. 10.33).
Рис. 10.33. Дворец Диоклетиана в Салоне, нач. IV в. до н.э. Реконструкция, современное состояние
В плане дворца использована схема римского военного поселения (каструма). Преобладание мавзолея над храмом указывает на возросшее значение культа императора. Высокий октогон (восьмигранник) мавзолея окружен колоннадой (рис. 10.34).
Рис. 10.34. Макет дворца Диоклетиана в Спалато (реконструкция)
Рис. 10.35. Продольный разрез храма (реконструкция)
Легкий купол (D = 13,5 м) сложен из кирпича, а не из бетона и притом, по-видимому, без опалубки (рис. 10.35).
а б
Рис. 10.36. Аркатура Золотых ворот дворца Диоклетиана; его портрет (версия).
А Б
Рис. 10.37. А – план дворца [а – северные (Золотые ) ворота; б – мавзолей Диоклетиана; в – вход в императорские покои; г – храм]; Б – арочный антаблемент
Это новое слово в античной технике. Зал расчленен декоративным двухъярусным ордером. Мавзолей – одна из многих центрических усыпальниц с внутренним обширным пространством. Он наделен суровым величием, подобающим усыпальнице богоподобного монарха (рис. 10.36).
Арка, как и купол, издавна считалась символом небесного свода. Эта конструкция занимает особое место и во дворце гонителя христиан Диоклетиана, и в раннехристианских церквах. Под аркой или под арочным антаблементом изображались и императоры, и христианские пророки (рис. 10.37).
Рис. 10.38. Внутренний двор дворца Диоклетиана. Фасад храма
Так называемой «триумфальной аркой» стали подчеркивать в христианских базиликах алтарь. Ордер дворца отличается от ордера в одновременных термах Диоклетиана. Порезку здесь сменили резьба, резкие контрасты черных теней с белым мрамором. Отклонения от классических образцов, наметившиеся в храмах Баальбека, доведены теперь до предела. Грубая, глубокая резьба усиливает мрачное великолепие дворца-крепости.
В архитектуре дворца ярко выражены восточные элементы. В портики введен мотив арочного антаблемента. Этот мотив, издавна применявшийся в Передней Азии для оформления входа в город или святилище, был перенесен на жилище императора. Аркады по колоннам обрамляют площадь между мавзолеем и храмом (рис. 10.38). Меньшие декоративные аркатуры, опертые когда-то на колонны, поддерживаемые консолями, венчают фасады (рис. 10.37-Б). Этот прием получил дальнейшее развитие в средневековой архитектуре. Аркада по колоннам применялась в римской архитектуре еще при Адриане. Но грандиозный, открытый на фасад свод наиболее характерен для дворцов парфянского и особенно сасанидского Ирана (г. Ктесифон). Главные улицы дворца обрамляли аркады на колоннах. Фасады дворца были украшены аркатурами (декоративными пилястрами в виде накладных аркад, опирающихся на кронштейны). Примером тому могут служить Северные (Золотые) ворота дворца. Этот прием получил дальнейшее развитие в средневековом зодчестве.
Очень широко в обработке архитектурных деталей применялся орнамент, выполненные буравом. С его помощью в мраморных капителях просверливали многочисленные темные отверстия. Исчез богатый рельеф и пластика классического периода. Форма деталей стала схематизированной и упрощенной. Все внимание художника была направлено на «разрыхление» поверхности сооружения огромным количеством мелких отверстий и форм.
Это заставило её как бы «вибрировать» мелким контрастом темных и светлых пятен, растворять материала в мелочной игре светотеней.
Начатый в колонне Марка Аврелия, этот прием был продолжен в раннехристианской и в мусульманской архитектуре (арабские государства Испании, Египта, Передней Азии, Турции).
ЛИТЕРАТУРА
1. Алпатов М.В. и др. История архитектуры в избранных отрывках. – М. : Изд. Всес. академии архитектуры, 1935 – 590 с.
2. Андреев А.Н. Памятники древнего Рима. Полное описание замечательных мест и зданий древнего Рима в настоящем их положении. – М.: Тип. Лазаревского ин-та восточных языков, 1861. – 283 с., 1 план.
3. Блаватский В.Д. Архитектура античного мира. – М. : Изд-во Всес. Академии архитектуры, 1939. – 162 с., ил.
4. Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. – М. : Изд. Всес. академии архитектуры, 1938 – 124 с.
5. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. – В 2-х т. – М. : Центрполиграф, 2003. – Том 2 – 2003. – 540 с., ил.
6. Буассье Г. Археологические прогулки по Риму. – М.: Тип. М. И С. Сабашниковых, 1915. – 352 с.
7. Бычков, Виктор Васильевич. Эстетика поздней античности : II-III вв. – М. : Наука, 1981. – 325 с.
8. Винкельман И.И. История искусства древности (перевод с издания 1763 г.). – Л.: Изогиз, 1933. – 432 с.
9. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. – М.: АН СССР, 1954 – 268 с.
10. Вопросы всеобщей истории архитектуры. – Сб. 1 / Под ред. Н.П. Былинкиной. – М. : Госстройиздат, 1961. – 402 с., ил.
11. Всемирная история, в 10 т., Т. 2 / Под ред. С.Л. Утченко и др. – М.: Госполитиздат, 1956 – 899 с.
12. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 246-256.
13. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим) – М.: Стройиздат, 1973. – С. 486-674.
14. Всеобщая история архитектуры, в 2 т. – М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1944-1948, 1949. – Т. 2., кн. 2. Архитектура древнего Рима. // С.А. Кауфман, И.С. Николаев, А.Г. Цирес. – 435 с., ил.
15. Гевириц Я.Г. История античной архитектуры: Очерки. – Вып. I – Л.: Академия художеств, 1925. – 134 с.
16. Грифцов Б. Рим. – 2-е изд. – М. : «Образовательные экскурсии», 1916. – 256 с., 27 табл.
17. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры : Лицо города. – М.: Молодая гвардия, 1990 – 350 с.
18. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – Вып. 1. От древнейших времен до XVI ве ка: Очерки. – Изд. 4-е – М.: Искусство, 1985 – 319 с.
19. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М. : Мысль, 1989 – 479 с.
20. Дьяков В.Н. История римского народа в античную эпоху. – М. : Наука, 1947 – 211 с.
21. Зитте К. Художественные основы градостроительства. : Пер. с нем. – М.: Стройиздат, 1993. – 255 с.
22. Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры. – М. : Изд. Академии архитектуры СССР, 1940. – 519 с.
23. История древнего мира, в 3-х книгах. / Под ред. И.М. Дьяконова и др. – Изд. 2-е – М. : Наука, 1983 – 390 с., 574 с., 302 с.
24. Камерон Чарльз. Термы римлян. – М.: 1939.
25. Керлот Х.Э. Словарь символов. Мифология, магия, психоанализ. – М. : «REFL-book», 1994 – 608 с.
26. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима : Пер. с польск.- М. : Высшая школа, 1990. – 351 с.
27. Кюмон, Франц. Восточные религии в римском язычестве : Пер. с франц. Саниной А.П. – СПб. : Евразия, 2002. – 350 с.
28. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве : Пер. с англ. – М. : Стройиздат, 1986. – 264 с.
29. Маркузон В.Ф. Архитектура древнего Рима. Искусство стран и народов мира, Т. 3. – М.: 1971.
30. Машкин Н.А. История Древнего Рима. – М. : ОГИЗ, 1948 – 679 с.
31. Милонов Ю.К. Архитектурные формы древнего мира. // Проблемы архитектуры, 1937. – Т. 2, Книга 2 – С.. 457-517.
32. Моммзен Т. История Рима : Пер. с нем. – М. : Изд-во иностранной литературы, 1949 – 632 с.
33. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств: Очерки теории. – М.: Искусство, 1982. – 192 с.
34. Ордера римские (по книге А. Дегоде «Архитектура античного Рима») : Календарь, 1994. – 13 табл.
35. Пилявский В.И. Рим. – Л.-М. : Стройиздат, 1964. – 104 с.
36. Рончевский К. Римские триумфальные арки. – М.: 1916.
37. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М. : Стройиздат, 1984. – 376 с.
38. Cергеев В.С. Очерки по истории древнего Рима, Ч. 1. – М. : 1938. – 370 с.
39. Суздальский Ю.П. и др. На семи холмах : Очерки культуры Древнего Рима. – Изд. 2-е – М. : Просвещение, 1965. – 399 с.
40. Флетчер Б.Ф. История архитектуры. – М. : Наука, 1913. – 463 с.
41. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах : Пер. с франц. – 4-е изд. – М. : Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 2 – 708 с.
42. Boak A.E.R. A history of Rome to 565 AD. – New York : 1943. – 552 p.
43. Frank T.A. History of Rome. – New York : 1923. – 621 p.
44. Jones A.N.M. The cities of the eastern Roman provinces. – London : 1937. – 576 p.
45. Pais E. Ancient legends of Roman history. – London : 1905. – 336 p.
46. Trever A.A. History of ancient civilization. Vol. II. The roman world. – New York : 1939. – 807 p.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. «Бату-хан указал плетью вдаль:
- Как зовется селенье и крепость там, в тумане на берегу?
- Это город Спалато. В нем находится дворец римского императора …
- Когда он жил?
- Это было давно. Тысячу лет назад. Тогда император приказал построить себе дворец, вывезя из Египта, которым он владел, искусных мастеров.
- Зачем же он выбрал для дворца такое плохое место?
- Потому что он был родом отсюда, славянин из Диоклеи, и здесь же хотел закончить свою жизнь. Он разделил свою власть между выбранными соправителями, а сам поселился здесь, в великолепном дворце, отказавшись от управления империей и занимаясь только выращиванием капусты и других овощей в своем саду…
- Почему же этот великолепный дворец в развалинах? Почему же вы плохо смотрите за ним?
- Мы уже от дедов получили вместо удивительного дворца одни его развалины.
- Ничего другого вы и не заслуживаете…» [В. Ян. К последнему морю: Роман. – Барнаул: ИНИС, 1994. – С. 241, 245].
О каком дворце и о каком римском императоре здесь идет речь?
2. Со времен Марка Випсания Агриппы вход в римские термы стал бесплатным. С тех пор правители Рима словно соперничали друг с другом в строительстве все более роскошных и вместительных терм, которые могли бесплатно посещать широкие слои народа. Термы строили Нерон, Тит, Траян, но самые великолепные появились только в 211-218 гг. – термы Каракаллы. Общее число общественных бань в Риме, больших и малых, приближалось, в конце концов, к тысяче.
Большие императорские термы, отделанные мрамором и богато украшенные, состояли из целого комплекса построек, окруженных портиками, садами и стадионами, палестрами, залами для отдыха и аллеями для прогулок, иногда даже библиотеками, куда образованные римляне отправлялись после купания. Перед омовением посетители бань обычно занимались гимнастикой, играли в мяч или фехтовали, нанося удары по деревянные столбам и щитам. Такое времяпровождение не было чуждо и женщинам. Целый день здесь стоял неумолчный шум. Лишь после заката солнца наступала тишина – термы запирались на ночь.
Напишите реферат о самых знаменитых римских термах, республиканских и императорских.
3.Римляне изобрели два вида бань – римскую и римско-ирландскую. Обе они являются чисто воздушными при умеренной температуре 50–60°С. По меткому определению русских путешественников, «бани эти – соблазн для души, невыгода для тела!».
Обогрев парных в римской бане производился печами, расположенными в цокольном либо в подвальном этажах. Топливом служила нефть. Горячий воздух от печей расходился под полом и по стенам в специальных трубах. Процесс посещения такой бани шел в несколько стадий: подготовительное помещение, помещение первого разогрева и парное отделение. После интенсивной физической разминки в помещении первого разогрева (бег, поднятие тяжестей, игра в мяч, фехтование) римляне купались в бассейнах с различной температурой воды, пользовались услугами массажиста или шли в парное отделение. Сюда горячий воздух поступал через каменные решетки в полу (рис. 10.39).
При этом нагрев и остывание тела происходили постепенно, без резкого перепада температур. Римско-ирландская баня отличается от римской тем, что здесь в парной имелась специальная труба для выхода отработанного воздуха. Это делало атмосферу бани более здоровой.
а б
Рис. 10.39. Стабиевы термы в Помпеях: а – интерьер раздевальни (аподитерия);
б – конструкция пола тепидария
Попытайтесь реконструировать схемы этих бань. Возможно ли их строительство в условиях Западной Сибири?
4. В Константинополе римские термы были видоизменены и получили название турецких бань. В турецкой бане (хаммом) пять парных с различной температурой воздуха (от 40 до 60°С) размещаются в центральном ядре здания (рис. 10.40).
Рис. 10.40. Турецкая баня (современный опыт)
Их окружают бассейны, комнаты для отдыха и массажа. Как и в римских банях, источником тепла здесь служат специальные топки, расположенные под каменным полом парных. Пол постепенно нагревается, и по нему ходят в обуви на толстой деревянной либо кожаной подошве или по деревянным решеткам. Купальщики сидят или лежат на особых возвышениях. Время от времени они поливают пол водой и нежатся в клубах горячего пара.
Сравните турецкую баню с римской, русской. Какая баня Вам нравится больше? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Внимательно рассмотрите фотографии римского театра и амфитеатра из города Лептис-Магна (рис. 10.41). Чем они отличаются от аналогичных построек Ранней империи?
Рис. 10.41. Лептис-Магна. Руины римского театра (слева) и амфитеатра (справа)
6.Аркада по колоннам, использованная во дворце Диоклетиана в Спалато, появилась в римской архитектуре еще при императоре Адриане. Какое сооружение изображено на фотографиях внизу (рис. 10.42)? Его автор – император Адриан. Чем эти аркады отличаются от аркады в Спалато (рис. 10.38)? В чем Вы видите причину этого различия?