Немецкий федеральный банк

После принятия бундестагом закона о федеральном банке 30 июля 1957 г., вступившего в силу 1 августа, была образована единая структура – Немецкий федеральный банк (Deutsche Bundesbank). Немецкий федеральный банк объединил центральные банки земель и Банк немецких земель, соответственно утратили силу законы, регулировавшие их деятельность. Центральные банки земель стали именоваться главными управлениями «Дойче Бундесбанка», хотя за ними сохранялось и прежнее название – центральный банк земли.

Штаб-квартира Немецкого федерального банка размещается во Франкфурте-на-Майне. Руководящий орган – Центральный совет,который определяет монетарную политику страны. Кроме совета, в структуру банка входят правление Немецкого федерального банка, 9 (до 1992 г. – 11) правлений центральных банков земель и 130 главных отделений и филиалов (до 1999 г. было 147, 2 филиала ликвидировано в 1999 и 15 – в 2000 г.). Центральный совет, высший орган «Бундесбанка», возглавляет президент «Бундесбанка». Кроме него, в совет входят вице-президент и девять глав центральных банков земель.

Исполнительным органом «Бундесбанка» является Совет директоров.Он включает президента «Бундесбанка», вице-президента и до шести членов. Кандидатуры членов Совета директоров предлагает федеральное правительство. После одобрения кандидатур Центральным советом «Бундесбанка» претенденты утверждаются в должности президентом ФРГ сроком на восемь лет. Это обеспечивает независимость и защищенность директората Немецкого федерального банка. Статус «Бундесбанка» в обществе очень высок, его правление законодательно приравнено к министерству федерации.

Центральные банки земель возглавляют правления, включающие председателя и заместителя председателя правления. Правления шести самых крупных центральных банков земель состоят из трех членов.

Немецкий федеральный банк имеет отделения во всех землях. Местные банки перечисляют страховые взносы главному банку страны. Это гарантирует возврат денег вкладчикам в случае банкротства их банка. Каждый универсальный банк имеет открытый счет в одном из основных филиалов «Бундесбанка». Это, во-первых, позволяет главному банку контролировать обращение денежных средств в любом кредитно-финансовом учреждении, а во-вторых, иметь в своем распоряжении чрезвычайный фонд ликвидности.

Основные функции Немецкого федерального банка:

эмиссионная монополия. «Бундесбанк» в соответствии с законом «О федеральном банке» обладает исключительным правом выпускать банкноты немецких марок, которые являются единственным неограниченным средством платежа в Германии. Их объем в конце июля 1997 г. составил 246,6 млрд. марок;

банк банков. «Бундесбанк» обеспечивает эффективность всей банковской системы. Немецкие банки держат в «Бун-десбанке» минимальные резервы в размере определенного процента от своих средне- и краткосрочных обязательств. «Бундесбанк» предоставляет кредитным институтам и государственным учреждениям банковские услуги, а также осуществляет надзор за кредитными институтами. К основным инструментам контроля относятся лицензирование, законодательные акты, право сотрудников надзорных органов в любой момент запрашивать у кредитных учреждений информацию и осуществлять проверки, а также прибегать к различным санкциям. На конец августа 1997 г. на счетах «Бундесбанка» хранилось 43,4 млрд. марок кредитных учреждений ФРГ, 12,3 млрд. марок иностранных банков. Было предоставлено кредитов на 154,5 млрд. и 0,9 млрд. марок соответственно;

банк государства (фискальный агент федерального правительства). «Бундесбанк» выполняет роль «домашнего банка»федерации (и ограниченно – земель). Поэтому с учетом исторического опыта и в связи с запретом Европейского монетарного союза эмиссионным банкам предоставлять кредиты правительствам эта область деятельности «Бундес-банка» была ограничена. Это способствует сохранению монетарной независимости федерального банка. «Бундес-банк» помогает правительству получать кредиты, выпуская долговые обязательства в виде облигаций и казначейских векселей, либо дает согласие на эмиссию государственных ценных бумаг и помогает продать их, проводя торги и размещая беспроцентные казначейские векселя. Приобретать такие бумаги федеральному банку разрешено только для регулирования денежной массы на открытом рынке;

управляющий валютными резервами. «Бундесбанк» единственный в стране держит валютные резервы и управляет ими. Однако кризисы Бреттон-Вудской валютной системы и Европейского механизма обменных курсов в 1992 – 93 гг. показали, что продолжительные рыночные тенденции нельзя подавить посредством интервенций эмиссионных банков на валютном рынке. Стабильных валютных курсов можно достичь только в долгосрочном периоде, ликвидировав дисбаланс в мировой экономике. С этим связано интенсивное координирование экономической и валютной политик семи ведущих промышленных стран мира. К концу июля 1997 г. объем золотовалютных резервов Германии составил 114,1 млрд. марок, в том числе золото – 13,7 млрд. марок;

расчетный центр страны. В 1996 г. объем безналичных расчетов, проведенных «Бундесбанком», составил 195 931 млрд. марок.

Для реализации функций Немецкого федерального банка используются следующие инструменты регулирования:

учетная, или дисконтная, политика. С целью стимулирования инвестиций «Бундесбанк» проводит политику «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок. Так, в 1996 г. учетная ставка «Бундесбанка» была на уровне 2,5 % (ломбардная – 4,5 %), в то время как в США она составляла 5 %, а в Великобритании – 7 %. Однако низкие процентные ставки сдерживают приток иностранного капитала, что снижает активность платежного баланса страны;

политика на открытом рынке, т.е. операции с государственными ценными бумагами. Так, 3 сентября 1997 г. «Бундес-банк» из предложенных кредитными учреждениями к продаже государственных ценных бумаг скупил их на сумму 73 902 млн. марок, что составило 24,6 %;

политика минимальных, или обязательных, резервов. К концу июля 1997 г. все кредитные учреждения ФРГ обязаны были хранить на беспроцентных счетах в «Бундесбанке» 39 826 млн. марок, в том числе коммерческие банки 11 078 млн. марок.

Кроме «Бундесбанка», контроль функционирования денежно-кредитной системы осуществляет Федеральная банковская служба надзора(ФБСН). ФБСН подчиняется Министерству финансов. Для защиты банков от потерь и для предупреждения чрезмерной задолженности в Германии были созданы совместные организации кредитно-финансовых учреждений. В настоящее время действуют девять самостоятельных обществ, которые объединены в Федеральное общество обеспечения кредитов.

После объединения денежно-кредитных систем ФРГ и ГДР, закрепленного Государственным договором о создании валютного, экономического и социального союза ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 г., марка ФРГ с 1 июля 1990 г. стала единственным законным платежным средством на территории всей Германии. Монетарное регулирование и другие функции центрального банка на всей территории страны перешли к «Бундесбанку». Система специализированных банков Восточной Германии была переведена на рыночные принципы работы со снятием ограничений на операции с капиталом и свободным установлением процентных ставок по кредитно-депозитным операциям. Заработная плата, вознаграждения и ренты были пересчитаны в марки ФРГ по курсу 1 к 1. Резидентам бывшей ГДР было разрешено обменивать наличные деньги по соотношению 1 к 1 в суммах до 2000 марок для тех, кому на дату обмена валют не исполнилось 14 лет, до 4000 марок для тех, кому было от 14 до 58 лет, и до 6000 марок для всех более пожилых граждан – резидентов восточных земель. Финансовые активы и обязательства резидентов бывшей ГДР переводились в марки ФРГ в соотношении 2 к 1. Активы нерезидентов – по тому же паритету, за исключением активов, возникших после 31 декабря 1989 г. Последние переводились в соотношении 3 к 1.

Возникла необходимость в изменении организационной структуры «Бундесбанка» и внесении поправок в закон о федеральном банке. В июле 1991 г. бундесрат большинством голосов одобрил и внес на утверждение законопроект, согласно которому «Бундес-банк» должен был следовать нормам, определенным в законе о федеральном банке, предписывавшим иметь по одному территориальному управлению в каждой земле (принцип «одна федеральная земля – один центральный банк»). Одновременно законопроект не исключал возможности образования одного органа территориального управления для нескольких федеральных земель и оставлял окончательное решение этого вопроса на усмотрение властей заинтересованных земель.

С 1 ноября 1992 г. в соответствии с принятыми изменениями к закону о федеральном банке организационная структура Немецкого федерального банка была изменена с учетом государственного устройства объединенной Германии. Количество центральных банков земель снизилось до девяти, из них пять имеют полномочия, распространяющиеся на две-три федеральные земли.

Радикальные перемены в немецкой денежной системе начались после подписания в декабре 1991 г. в г. Маастрихте Договора о поэтапном введении евро. Страны Европейского сообщества начали ориентировать свою валютно-экономическую политику на выполнение критериев конвергенции. 1 января 1994 г. был основан Европейский валютный институт. 1 января 1999 г. 11 из 15 стран Европейского союза ввели безналичное евро и зафиксировали курсы своих валют к новой единой валюте. В первом полугодии 2002 г. 12 стран ввели в наличный оборот евро, отказавшись от своих национальных денежных единиц. Таким образом, с 2002 г. ФРГ перешла на единую европейскую валюту, отказавшись от марки.

С 1999 г. «Бундесбанк» перестал играть лидирующую роль в проведении монетарной политики, уступив ее Европейскому центральному банку, а сам стал системообразующим элементом Европейской системы центральных банков. С введением наличного евро новой функцией «Бундесбанка» является эмиссия не марки, а евро. В остальном же Немецкий федеральный банк остается локомотивом германской и европейской монетарной политики.