ТЕМА 24. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

ТЕМА 23. ОСНОВЫ СТАТУСА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕМА 22. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прокуратура Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации.

А. Полномочия Конституционного Суда РФ и пределы их реализации. Конституция РФ 1993 года упоминает о Конституционном Суде РФ в трех группах своих предписаний: в ст. 125, специально посвященной Конституционному Суду, в статьях 82, 83, 93, 100, 102, 104, 128, касающихся, в частности, некоторых отдельных черт его статуса, в статьях 118 - 124, где речь идет об общих принципах судоустройства, относящихся также и к Конституционному Суду РФ.

В соответствии с Конституцией РФ Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[183] (далее – Закон «О Конституционном суде…») определил Конституционный Суд как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Общее число судей Конституционного Суда было увеличено до 19.

Статья 1 Закона «О Конституционном Суде…» дает более четкое определение Конституционного Суда - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда:

- правовой статус - судебный орган;

- функция - осуществление конституционного контроля;

- главные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти;

- процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.

Предусмотрено создание двух палат Конституционного Суда РФ. Из компетенции Суда исключена проверка конституционности политических партий и других общественных объединений, а также правоприменительной практики, но на Конституционный Суд были возложены такие полномочия, как дача общеобязательного толкования Конституции РФ, проверка соблюдения порядка выдвижения Государственной Думой обвинения Президента РФ в совершении тяжкого преступления, а также предусмотрена возможность установления дополнительных полномочий Конституционного Суда, что было сделано, в частности, Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»[184].

Конституционный Суд разработал и утвердил свой Регламент, регулирующий внутреннюю деятельность Конституционного Суда.[185]

Закон «О Конституционном Суде…» подробно регулирует компетенцию и организацию Конституционного Суда и статус его судей (статьи 1 - 28), общие принципы и правила производства (статьи 29 - 83), особенности производства по отдельным категориям дел: о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации, по спорам о компетенции, о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а также по запросам судов, о толковании Конституции РФ, о даче заключения (статьи 84-110). Кроме того, он содержит основные положения об аппарате Конституционного Суда (статья 111), об официальных изданиях решений Суда (статьи 78, 112).

Действующий федеральный конституционный закон о Конституционном Суде по сравнению с предшествующим и прежней Конституцией не сохранил термина «высший» при определении Конституционного Суда. Суд, действительно, не является высшим органом в том понимании, что не возглавляет систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, не является для судебной системы надзорной, кассационной или апелляционной инстанцией. Вместе с тем, Конституционный Суд является высшим органом в том смысле, что занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в государстве, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур.

Согласно Конституции РФ, Конституционный Суд наделен важнейшей функцией: обеспечивать охрану Конституции РФ от нарушений, прежде всего в сфере правотворчества. Из этого естественно вытекает его ответственность и за развитие федеративных отношений в духе конституционных принципов.

Решения Конституционного Суда выносятся от имени государства, действуют на всей территории государства и имеют общеобязательную юридическую силу. Решения Конституционного Суда РФ, как правило, могут быть преодолены только путем принятия новой Конституции РФ или внесением изменений и дополнений в действующую.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

- федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2)разрешает споры о компетенции:

- между федеральными органами государственной власти;

- между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Важным вопросом конституционного права является анализ пределов полномочий Конституционного Суда РФ, установленных Законом «О Конституционном Суде». Пределы полномочий можно разделить на общие и частные, характерные для каждого конкретного полномочия Конституционного Суда.

Общий пределполномочий судебного органа конституционного контроля Российской Федерации, как правило, выражается в том, что Конституционный Суд разрешает исключительно конституционно-правовые вопросы. Это означает, что Суд рассматривает только те вопросы, которые касаются конституционных основ государства и могут получить разрешение в Конституции или исходя из смысла конституционных положений. К таким вопросам, по общему правилу, относятся, например, защита конституционных прав и свобод человека, оценка конституционности нормативно-правовых актов и международных договоров и др.

Конституционный Суд РФ не дает оценок проведения выборов и референдумов, деятельности политических партий, поскольку они не охватываются понятием конституционного надзора.

Общие пределы полномочий Конституционного Суда РФ обусловлены также принципом разделения властей. Конституционный Суд представляет собой не просто специализированный судебный орган, а судебный орган государственной власти. Такой подход не отрицает судебную сущность данного органа, но подчеркивает его особое положение и назначение.

Пределыполномочий Конституционного Суда РФ обусловлены также разграничением подсудности с другими судебными органами. Конституционный Суд РФ, с одной стороны, и Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также иные суды - с другой, наделяются взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу. При этом необходимо отметить, что в данном случае может идти речь о взаимоотношениях равных, поскольку и Конституционный Суд РФ, и Верховный Суд РФ, и Высший Арбитражный Суд РФ - каждый является высшей инстанцией в пределах своей компетенции.

Кроме того, сами взаимоотношения Конституционного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в процессуальном аспекте ограничиваются рамками конституционной юрисдикции.

В соответствии с п.п. 2, 3 статьи 125 Конституции РФ, п.п. 1, 2 статьи 3 Закона «О Конституционном Суде…», Конституционный Суд по запросам ряда органов государственной власти, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, относящихся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; разрешает споры о компетенции между государственными органами.

Данные нормы показывают, с одной стороны, разграничение юрисдикции Конституционного Суда с юрисдикцией иных судов, а с другой стороны, их взаимодействие.

Еще одним средством разграничения юрисдикции и в то же время каналом взаимодействия Конституционного и иных судов является полномочие Конституционного Суда по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов оценивать конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.Принципиальное значение при этом имеет вопрос о предмете конституционной жалобы и запроса судов - законе, примененном или подлежащем применению в конкретном деле. Под законом понимается главным образом закон в собственном смысле слова: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации. Следовательно, подзаконные нормативные акты, примененные или подлежащие применению в конкретном деле, по жалобам граждан и по запросам судов оказались вне юрисдикции Конституционного Суда.

Еще один предел полномочий Конституционного Суда заключается в том, что Суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Так, чтобы получить необходимые для разрешения дела сведения о фактических обстоятельствах, Конституционный Суд обращается к соответствующим органам, которые обязаны исполнить требования Суда (часть 1 статьи 50 Закона «О Конституционном Суде»). Требование воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств раскрыто в целом ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации[186].

Вместе с тем определенные обстоятельства могут устанавливаться и исследоваться Конституционным Судом самостоятельно. Это фактические обстоятельства, касающиеся соблюдения порядка подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие нормативных актов государственных органов и договоров между ними; споров о компетенции; жалоб на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан; соблюдение порядка (процедуры) выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Для установления фактических обстоятельств Суд использует следующие установленные Законом «О Конституционном Суде» средства: объяснения сторон, заключения экспертов, исследование документов, показания свидетелей.

Требование решать исключительно вопросы права (не политики) также можно отнести к пределам полномочий Конституционного Суда. Суд не должен выходить за рамки решения чисто юридических вопросов - правового содержания Конституции и ранга ее норм.

К пределам полномочий Конституционного Суда РФ можно отнести и рассмотрение им дел исключительно по обращениям в форме запросов жалоб и ходатайств (ст. 36 Закона «О Конституционном Суде»). Это означает, что он не возбуждает процедуру рассмотрения дел по собственной инициативе. Однако существует и иная практика: например, правом собственной инициативы обладают Конституционные Суды Австрии, Албании, Узбекистана, Польши и ряда других государств.

В порядке научной дискуссии, можно отметить, что Конституционному Суду, как «хранителю и защитнику Конституции», необходимо в будущем предоставить право возбуждать производство по собственной инициативе, но оно должно иметь границы, т.е. применяться по определенному кругу вопросов. Например, когда идет речь о грубых нарушениях Конституции РФ, конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Большое значение имеет и такой предел полномочий Конституционного Суда, как рассмотрение дел исключительно в объеме того предмета, который сформулирован в обращении. Так, часть 3 статьи 74 Закона «О Конституционном Суде» закрепляет, что Конституционный Суд РФ принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Это означает, что Конституционный Суд при разрешении дела не вправе выходить за пределы предмета, предусмотренного в обращении. Однако анализ практики деятельности Конституционного Суда позволяет сделать вывод о необходимости в процессе дальнейшего совершенствования законодательства наделить Конституционный Суд правом признавать не соответствующими Конституции РФ не только нормы правового акта или части компетенции органа, конституционность которых подвергнута сомнению в обращении, но и те нормы того же акта или части компетенции того же органа, которые были установлены в процедуре конституционного судопроизводства самим Конституционным Судом.

Следующий предел полномочий Конституционного Суда РФ состоит в возможности осуществления лишь последующего конституционного надзора. Это означает, что Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ уже вступивших в силу нормативных правовых актов и договоров между органами государственной власти. Единственное исключение из этого правила предусмотрено для международных договоров. Применение предварительного надзора только в этом случае характерно также и для Конституционного Суда Венгрии и Конституционного Суда Болгарии. Суд осуществляет в отношении них предварительный надзор, т.е. оценивает конституционность подписанных, но не вступивших в силу договоров, тем самым предотвращает коллизии между национальным и международным правом.

По процедуре возбуждения различают абстрактный и конкретный конституционный надзор. Абстрактный надзор применяется при рассмотрении вопроса о конституционности нормативного акта вне связи с его конкретным применением. Конкретный надзор возникает в связи с применением рассматриваемого нормативного акта к обстоятельствам конкретного дела. При этом следует отметить, что конкретный надзор возможен лишь в виде последующего, абстрактный же бывает и в виде предварительного надзора (при рассмотрении законопроектов).

Для Конституционного Суда РФ свойственен как абстрактный, так и конкретный надзор. В порядке абстрактного надзора Конституционный Суд дает оценку конституционности законов, нормативных актов, договоров. Эта форма осуществляется в основном по запросам высших органов государственной власти. Принимаемые Судом решения затрагивают общегосударственные интересы и носят публичный характер. Конкретный надзор осуществляется по жалобам граждан, их объединений в интересах защиты своих основных прав и свобод, нарушаемых законом в конкретном случае, а также по запросам судов об оценке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Практика Конституционного Суда РФ свидетельствует о том, что больший удельный вес в ней занимает рассмотрение дел в порядке конкретного надзора.

Можно выделить и такой предел полномочий, как осуществление Судом исключительно материального надзора в отношении правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ. Это означает, что Конституционный Суд оценивает конституционность правовых актов, которые приняты до вступления в силу Конституции РФ, только по их содержанию (ч. 2 ст. 85 Закона «О Конституционном Суде»). Такое положение обусловлено тем, что Конституция РФ существенно обновила содержание принципа разделения властей, учредила новую систему государственных органов, внесла существенные изменения в их полномочия.

Что же касается правовых актов, принятых после вступления в силу Конституции РФ, то они рассматриваются Конституционным Судом и по форме (порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие), и по содержанию (с точки зрения разделения государственной власти и установленного Конституцией разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации). Получается, что Конституционный Суд в отношении таких актов осуществляет как материальный, так и формальный надзор.

К пределам полномочий конституционного судов относят также форму закрепления полномочий суда. При этом различают страны, в которых компетенция Конституционного Суда закрепляется исключительно в Основном Законе, и страны, в которых полномочия конституционных судов могут расширяться другими законами.

Вопрос о полномочиях Конституционного Суда РФ в Конституции решен следующим образом: в статье 125 Конституции РФ перечислены полномочия Конституционного Суда, а в части 3 статьи 128 Конституции РФ отмечается, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Пункт 7 статьи 3 Закона «О Конституционном Суде…» предусматривает, что Конституционный Суд осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеральным Договором и федеральными конституционными законами. В этом же пункте закреплено, что Суд может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, «если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля».

Появляются ли новые полномочия у Конституционного Суда РФ в соответствии с цитируемой выше нормой? Да, это действительно так. Ранее мы уже указывали на то, что статьей 23 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года предусмотрено полномочие Суда проверять по запросу Президента РФ до назначения референдума соответствие Конституции инициативы проведения референдума.

Рассмотренные пределы Конституционного Суда РФ позволяют более четко определить сферу деятельности и основные направления активности Конституционного Суда, создают предпосылки для того, чтобы его деятельность была более целенаправленной и эффективной.

Вместе с тем, Конституционный Суд как хранитель конституционных ценностей при осуществлении своей деятельности, с одной стороны, не должен допускать выхода за пределы своих полномочий и тем самым вторжения в сферу компетенции других государственных органов; а с другой стороны, под видом пределов своих полномочий не должен уклоняться от защиты базовых конституционных ценностей путем вынесения отказных определений.

Б. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

Судья Конституционного Суда РФ приносит присягу следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда РФ, подчиняясь при этом только Конституции РФ, ничему и никому более».

В отношении судьи Конституционного Суда РФ установлен запрет на занятие ряда должностей и совершение определенного набора действий. Судья Конституционного Суда РФ не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде или иных органах.

Судья Конституционного Суда РФ не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.

Указанные ограничения статуса судьи Конституционного Суда не могут рассматриваться как ограничение его свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.

Срок полномочий судьи Конституционного Суда ограничен пятнадцатью годами и возрастом 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Независимость судьи Конституционного Суда РФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Несменяемость судьей Конституционного Суда РФ означает, что их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде РФ, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

За совершение дисциплинарного проступка на судью Конституционного Суда РФ по решению Конституционного Суда РФ может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или прекращения полномочий судьи.

Судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Они имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях или в заседаниях палаты Конституционного Суда РФ, в состав которой он входит.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если: 1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.

Конституционный Суд РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного Суда РФ, за исключением приостановления полномочий по состоянию здоровья. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда РФ не влечет за собой приостановления выплаты этому судье заработной платы и не лишает его гарантий в соответствии с действующим законодательством.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду: 1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде; 2) истечения срока полномочий судьи; 3) личного письменного заявления судьи об отставке до истечения срока его полномочий; 4) утраты судьей гражданства Российской Федерации; 5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу; 6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи; 7) наличия иных оснований, прямо указанных в Федеральном конституционном законе «О Конституционном суде РФ».

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по выше указанным основаниям производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.

В случае, если полномочия судьи Конституционного Суда прекращены по истечению срока полномочий судьи либо в результате личного письменного заявления судьи об отставке до истечения срока его полномочий, а равно ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи, то судья Конституционного Суда считается ушедшем в отставку (или удаленным в отставку).

Пребывающему в отставке судье Конституционного Суда Российской Федерации, имеющему стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда Российской Федерации. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.

На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда Российской Федерации распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные законодательством Российской Федерации.

 

 

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.126 Конституции РФ). Правовое положение Верховного Суда РФ, в отличие от Конституционного и Арбитражного судов, не регламентируется специальным федеральным конституционным законом. До настоящего времени в отношении устройства и статуса Верховного Суда применяется Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР»[187] с последующими изменениями.

Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции, в которую входят: а) Верховные суды республик в составе РФ; б) краевые, областные суды, городские суды городов федерального значения; в) суды автономной области, автономных округов; г) районные (городские) суды, а также все военные суды.

Верховный Суд действует в составе: а) Пленума Верховного Суда; б) Президиума Верховного Суда; в) Судебной коллегии по гражданским делам; г) Судебной коллегии по уголовным делам; д) Военной коллегии.

По вопросам своего ведения Верховный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы.

Председатель и заместители Председателя Верховного Судаорганизуют работу Верховного Суда и обладают самостоятельными процессуальными правами.

Председатель Верховного Суда приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам, а в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам.

Председатель Верховного Суда созывает Пленум и Президиум Верховного Суда и председательствует на их заседаниях, вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда, приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам, а в случае и в порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам. Они осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда.

Верховный Суд в пределах своих полномочий рассматривает дела: а) в качестве суда первой инстанции уголовные дела особой сложности. Он вправе также принимать к своему производству любое гражданское дело в качестве суда первой инстанции; б) в кассационном порядке - по жалобам и протестам на приговоры, решения суда, не вступившие в законную силу; в) в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (по протестам Генерального прокурора РФ и других уполномоченных законом должностных лиц на приговоры, решения суда, вступившие в законную силу).

Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебного делопроизводства, изучает и обобщает опыт судебной практики, анализирует судебную статистику.

Пленум. Пленум Верховного Суда действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ (в обязательном порядке) и Министр юстиции РФ. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. На Пленуме утверждаются составы судебных коллегий, заслушиваются сообщения о работе Президиума Верховного Суда и отчеты о деятельности коллегий, вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда, Генеральным прокурором, Министром юстиции или уполномоченными ими лицами. Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в четыре месяца.

Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховного Суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заседания Президиума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда:1) в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; 2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; 3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; 4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ; 5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и т.п.

Военные суды. Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами и осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба[188].

Военнослужащие военных судов, Военной коллегии Верховного Суда РФ и Управления военных судов Министерства юстиции РФ проходят военную службу в Вооруженных Силах РФ, входят в их штатную численность, на них распространяются воинские уставы и положения, определяющие порядок прохождения военной службы, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации», другими нормативными актами.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ, выполняя обязанности, присущие председателям других судебных коллегий, вносит в Военную коллегию Верховного Суда протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и постановления судей этих судов, а также вносит в военные суды видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов армий, флотилий, соединений, гарнизонов и постановления судей этих судов. Он вправе истребовать в пределах полномочий Военной коллегии Верховного Суда РФ судебные дела для проверки в порядке надзора, приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановления военного суда, на которые в соответствии с Законом он может принести протест. В случае необходимости Председатель Военной коллегии решает вопрос о передаче дела из военного суда вида Вооруженных Сил, округа, группы войск, флота в военный суд вида Вооруженных Сил, другого округа, группы войск, флота.

Судебный департамент. Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. при Верховном Суде РФ предусмотрено создание Судебного департамента. Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент характеризуется как федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов, органов судейского сообщества, а также финансирования мировых судей[189].

Департамент не вмешивается в осуществление правосудия. Кадровые, финансовые и материально-технические мероприятия, осуществляемые этим органом, направлены на создание условий для обеспечения полного и независимого правосудия. Руководитель департамента назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор деятельности арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.127)

Высший Арбитражный Суд РФ возглавляет систему арбитражных судов Российской Федерации, которые осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров между организациями, предпринимателями, а также споров, возникших в сфере управления (например, об обжаловании решений государственных и иных органов по поводу изъятия у организаций, предприятий денежных средств и иного имущества).

В систему арбитражных судов входят: а) Высший Арбитражный Суд РФ; б) Федеральные арбитражные суды округов; в) Арбитражные суды республик в составе РФ; г) краевые, областные, городские (Москвы и Санкт-Петербурга) арбитражные суды; д) арбитражные суды автономной области, автономных округов.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов свойственных для всей судебной системе России.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ. Заместители Председателя и другие судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом предложений законодательных органов субъектов РФ. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи также допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Организация и деятельность арбитражных судов определяется Конституцией РФ (ст. ст. 118-125), Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[190], а также Арбитражным процессуальным Кодексом РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ состоит из Председателя, его заместителей и членов Высшего Арбитражного Суда РФ. В его составе действуют коллегии: а) по разрешению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; б) по разрешению дел по спорам, возникающим из административных правонарушений. В его составе также действует Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ.

По вопросам своего ведения Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы. Вступившие в законную силу решения, постановления или определения арбитражного суда подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

При Высшем Арбитражном Суде действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей арбитражных судов Российской Федерации. Его заседания проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Для реализации решений Совета Председатель Высшего Арбитражного Суда издает приказы и распоряжения.

 

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура РФ может выполнять и иные функции, установленные федеральными законами. Это в первую очередь защита прав и свобод человека и гражданина, а также защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Органы прокуратуры, образующие единую систему, осуществляют свои полномочия независимо от местных и иных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору РФ. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» устанавливает, что воздействие в какой бы то ни было форме других органов государственной власти и их должностных лиц, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации на прокурора (с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности) влечёт за собой установленную законом ответственность.

Ответственность за действия, препятствующие деятельности работников прокуратуры, например, установлена в Кодексе РФ об административных правонарушениях в статье 17.7. «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении».

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Должностные лица указанных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет прокурорский надзор.

Прокурорский надзор – осуществляемая от имени Российской Федерации и независимо от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений деятельность по надзору за исполнением действующих законов специально уполномоченных государственных органов.

Предметом надзора являются:

- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- соответствие законам правовых актов, издаваемых выше перечисленными органами и должностными лицами.

Прокурорский надзор осуществляется:

- за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также в других случая в соответствии с действующим законодательством.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Вместе с тем, деятельность прокуратуры не сводится только к надзору. Прокуратура – это орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в суде. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он излагает свою позицию по вопросам применения уголовного закона и назначения меры наказания в отношении подсудимого. При этом прокурор обязан отказаться от обвинения, если оно не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Закон устанавливает, что прокурор вправе вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства.

В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений. В прокуратуре РФ работают следователи по особо важным делам, старшие следователи и следователи.

Организация и деятельность прокуратуры РФ основывается на принципах: а) подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; б) независимости при осуществлении своих полномочий; в) гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ, в т.ч. о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; г) несовместимости прокурорской деятельности с иной оплачиваемой деятельностью, а также принадлежностью её работников к общественным объединениям и другие; в) органы прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Для осуществления своих функций прокуроры наделены соответствующими полномочиями. Так, в случае установления факта нарушения закона прокурор: а) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию не судебными, а иными органами; б) опротестовывает противоречащие закону акты; в) выносит постановление о возбуждении уголовного дела или производства по поводу административного правонарушения; г) вносит представление об устранении нарушений закона; д) в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с законом прокуратура осуществляет собственные полномочия, не подменяя органы государственного и хозяйственного управления и контроля, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор РФ.

Структура Генеральной прокуратуры РФ: 1) Генеральный прокурор РФ; 2) первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ; 3) коллегия Генеральной прокуратуры; 4) главные управления; 5) управления и отделы; 6) помощники Генерального прокурора РФ; 7) советники и помощники по особым поручениям; 8) Главная военная прокуратура; 9) научно-консультативный совет.

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей. В них также образуются коллегии, управления и отделы, устанавливаются должности старших помощников и помощников, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, а также следователи.

В прокураторах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах устанавливаются должности заместителей, помощников, прокуроров-криминалистов, а также следователей, назначаемые и освобождаемые от должности прокурорами субъектов РФ.

Порядок назначения и полномочия Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Российской Федерации и других прокуроров. Генеральный прокурор РФ, как уже указывалось выше, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ.

Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ пять лет.

В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности обязательно должны публиковаться в печати.

Наиболее важным направлением деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: 1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; 3) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; 4) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной, установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона:

- освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

- опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

- вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Органы военной прокуратуры. Органам военной прокуратуры посвящен раздел VI Федерального закона «О прокуратуре», носящий название «Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры».

В соответствии со статьей 46 систему органов военной прокуратуры составляют: 1) Главная военная прокуратура; 2) военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации; 3) военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами России, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, командования Федеральной пограничной службы РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания и т.д.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Полномочия военных прокуроров. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством РФ.

Военные прокуроры также могут: а) участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления; б) назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения; в) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от постановленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам и др.

Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 Федерального закона.

По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров и следователей могут быть назначены гражданские лица.

Военные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Иные прокуроры и следователи Главной военной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности Главным военным прокурором.

Прокуроры военных округов, флотов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности военных прокуроров и следователей в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах.

Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, Федеральной пограничной службе РФ, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и обладают правами и льготами, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Призыв и поступление граждан на военную службу в органы военной прокуратуры, их увольнение в запас и отставку производятся по представлению Главного военного прокурора.

Увольнение в запас (отставку) лиц высшего офицерского состава производится Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Должности военных прокуроров и следователей и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.

Присвоение воинских званий военным прокурорам и следователям производится по представлению соответствующего военного прокурора в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры.

При увольнении офицеров органов военной прокуратуры (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные или специализированные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие их воинскому званию классные чины, а при определении на военную службу прокуроров и следователей, имеющих классные чины (до старшего советника юстиции включительно), им присваиваются соответствующие воинские звания.

Военным прокурорам и следователям с учетом профессионального опыта и квалификации присваиваются квалификационные классы в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором РФ.

На военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицинское, другие виды обеспечения военнослужащих.

Статус прокурорских работников. Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности.

Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает присягу прокурора (следователя), текст которой установлен Законом. Прокурорам и следователям присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины.

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Прокуроры и следователи находятся под особой защитой государства[191]. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровь